Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Ссылка на первоисточник

Краткая история некоторых самолетов Ту-22

 
Завод №156 ММЗ "Опыт" 1958-1959:
●01-00 Ту-105 (август 1957) – п/п 21.06.1958, весной 1959 года во время десятого испытательного полёта при посадке поломка стойки шасси (командир А.Д.Калина). Позже восстановлен и отправлен в Ачинское ВАТУ. В конце 60-х годов на учебном аэродроме появились серийные Ту-22 и первый Ту-105 передали в ШМАС в посёлок Бада Читинской области. В 1988 году наблюдался в разрушенном виде на а/д Бада 1 2
●01-01 Ту-105 (ноябрь 1957) – для статиспытаний, с крыльевыми гондолами
●01-02 Ту-105А (1959) – п/п 07.09.1959, катастрофа 21.12.1959 (Ю.Т.Алашеев, И.В.Гавриленко(жив), К.А.Щербаков). После этой катастрофы испытания всех Ту-22 были прерваны до 03.11.1960. Проведены доработки по прочности (фюзеляж, крыло), компоновке воздухозаборников, хвостового оперения и др. В июле-августе 1960 года завод №22 закончил эти доработки для первых трех серийных Ту-22 и передал их ОКБ-156 для проведения дальнейших летных испытаний.
●01-03 Ту-105А (1959) – для статиспытаний

Завод №22 КАПО им.Горбунова (Казань) 1959-1969:

●01-01 Ту-22А з/н 2019012 (08.1959), п/п 21.06.1960(?) "дублёр", несет фотокалибровочную разметку на носу без кормовой пушечной установки, позже переделан в Ту-22Р? 1 2
●01-02 Ту-22А №02 з/н 3019022 (09.1959), п/п 04.12.1959 – опытный экземпляр для совместных испытаний в ЛИИ и Генеральным конструктором. После второго полёта испытания прекращены до августа 1960 года. На время выяснения причин катастрофы опытного самолёта "105А". За это время двигатели ВД-7М опытной партии были заменены на доработанные серийные. С 15.08.1960 испытательные полёты возобновились и продолжались до 07.1961 с неоднократными заменами двигателей в процессе их доводки. Испытательные полёты проводились до 09.1966. После окончания испытаний самолёт передан на учебный аэродром в Иркутское ВАТУ. Самолёт имел два б/н: №02 – на вершине киля и №44 – на створке передней ноги шасси (б/н получил уже в ИВАТУ). Утилизирован в 2009 году. А еще раньше (в 90-х годах) двигатели с него были сняты и сданы в металлолом 1 2 3 4
●02-01 Ту-22Б з/н 4029011 (1959), постройки 1959 года, позже отправили на доработки на ММЗ «Опыт», п/п 02.09.1960 – лётчик В.Ковалев совершил первый испытательный полёт в Жуковском. ОКБ провело доработку систему управления. 17.11.1960 Ту-22Б отправился в очередной полёт. Лётчик отметил улучшение устойчивости и управляемости. Однако вскоре было замечено падение давления масла в двигателе, двигатель был выключен. Машина стала терять высоту и лётчик, убедившись что до аэродрома не дотянуть, сел на брюхо в поле у реки Пехорка. При ударе о мёрзлую землю (стояли лютые морозы) кабина экипажа оторвалась, проползла несколько метров и замерла. Все люки и форточки заклинило, оторвавшаяся хвостовая часть с двигателями загорелась. Вскоре приехала машина с ЛИИ и экипаж освободили "из плена". Причиной аварии стал обрыв трубки от двигателя к манометру. После аварии испатания самолётов Ту-22 были прерваны на два месяца.
●02-02 Ту-22А з/н 5029025 (1959) – переделан в Ту-22Р (4-й?), катастрофа 08.01.1964, в 5 км от а/д Жуковский (испытания ВД-7М) налет всего 113ч (Б.В.Половников, Н.Ф.Бочкарев, В.А.Неклюдов).
●02-03 Ту-22А з/н 1029034 (12.1959) – переделан в Ту-22Р (5-й), катастрофа 18.04.1962, при выходе на сверхзвук (Н.В.Аксенов (погиб), Н.Ф.Бочкарев, В.М.Шестухин)
 
Несмотря на тяжелейшее положение с производством, в апреле 1960 года СМ СССР решает, что завод должен выпустить до конца года 50 машин, вместо запланированных 20.
...В итоге за 1960 год завод не поставил МО СССР ни одного самолёта и 12 самолётов сдал по сборке (7 Ту-22Б и 5 Ту-22Р).

●03-01 Ту-22Б №301 чёрный, з/н 2039012
●03-02 Ту-22Б з/н 3039022 – для исследований элеронов-закрылков, передан ВВС в августе 1961-го для испытаний ТРДДФ 2хНК-6.
●03-03 Ту-22Б з/н 4039031 – для ресурсных испытаний. Последний полёт был совершён с заводского аэродрома (предположительно) на а/д Зябровка в сентябре 1984 года, где на стоянке Зябровского УАЦ был разукомплектован для установки в гарнизоне в качестве памятника. Но по каким-то неизвестным причинам был установлен макет. Предположительно это именно Ту-22Р №43 1 2
●03-04 Ту-22Б з/н 5039045 – переоборудован в Ту-22Р в конце 1961
●03-05 Ту-22Б №54 з/н ..03005.. (предположительно уже после переоборудования в 1962-м году присвоен з/н 1032054 ?) – в конце 1961-го переделан в Ту-22Р (2-й). На испытаниях на взлёте сложились опоры шасси (при взлете Б.В. Машковцев дал форсаж, и в тот же момент у самолёта сложились шасси. Почти взлетев, машина упала на бетонку. Никто не погиб, но штурман Н. Шамилов получил серьёзную травму позвоночника. В то время на панели управления самолёта был установлен лишь один общий командный тумблер для шасси, который имел три положения: 'убрано', 'нейтрально', 'выпуск'. По предположению, Машковцев нечаянно его перещёлкнул. После в конструкцию самолёта внесли изменения, а на панели управления появилось два тумблера: 'выпуск' и 'убрано'). В августе 1962-го переоборудован в самолёт РЭБ – первый опытный Ту-22П.
●04-01 Ту-22Б – в конце 1961-го переоборудован в Ту-22Р (3-й). При испытаниях на сверхзвуковой скорости машину начало бросать по вертикали. Весь экипаж удачно катапультировался. После этого самолет, словно в насмешку, перестал раскачиваться и продолжал полет, пока не выработал все топливо. Позднее на Ту-22 установили ограничитель скорости ОС-1. Кроме того, была проанализирована склонность машины к раскачке. Установив на ней автомат, решили и эту проблему.
●04-02 Ту-22Б
●04-03 Ту-22Б з/н 1040034 – 13-й серийный переделали в первый Ту-22Р (1-й). 04.1961 выкат первого прототипа Ту-22Р, 24.07.1961 – начало испытаний, 10.10.1961 при наземной гонке двигателей в Жуковском разрушилась первая ступень компрессора, самолёт сгорел.
●04-04 Ту-22Б №47 з/н 4040041 (первая половина 1961), п/п 05.07.1961 – передан для испытаний в ЛИИ в августе 1961. На самолёте вместо двигателей ВД-7М (изделие 17) установлены опытные двигатели РД-7М2 (изделие 29). В ЛИИ отрабатывали навигационную систему и радиооборудование. По итогам испытаний двигателя РД-7М2 они стали устанавливаться на все новые модификации этого самолёта с добавлением к его обозначению буквы "Д": Ту-22КД, Ту-22РД и т.д. Это совпало с установкой на новые модификации Ту-22 системы дозаправки топливом в воздухе. Таким образом буква "Д" обозначает оба эти события на самолетах. В последующем на ремонтных заводах при доработках старых самолетов без системы дозаправки их двигатели также были заменены на РД-7М2, так как ВД-7М к тому времени уже не выпускались. Но буквы "Д" к обозначению самолета это не добавило. В 1967 году после окончания испытаний передан в Иркутское ВАТУ. Самолёт имел два б/н: №47 – на вершине киля и №43 – на створке передней ноги шасси (номер борт получил в ИВАТУ). Утилизирован в 2009 году 1 2 3 4
●04-05 Ту-22Б з/н ..04005..? – переоборудован в Ту-22П в 1962
●05-01 Ту-22Б з/н 2050015 – переоборудован в Ту-22Р в конце 1961(2-й(???), ГИ в 1961
●05-02 Ту-22Б

1961 год вновь был отмечен невыполнением плана: из заданных по плану 30 новых самолётов и доработки 12 Ту-22А (собранных в 1960 году и перешедших на доработки на 1961 год), завод отчитался лишь за 10 Ту-22А и 2 новых Ту-22Р.

●05-03 Ту-22Б
●05-04 Ту-22А №45, з/н 1052043 (12.1961), п/п 06.06.1962 – 203 тбап, полёты только с 03.1963, самолёт налетал всего 93 часа и 04.1966 был передан на учебный аэродром в Иркутское ВАТУ. Самолёт имел два б/н: №45 на вершине киля и №42 на створке передней стойки шасси (номер борт получил в ИВАТУ). Живой на 2013 год 1 2 3 4 5

1962 год судя по годовому отчёту, план был полностью выполнен. Завод отчитался за 2 Ту-22А (2 по плану), 30 Ту-22Р (28 по плану). Переоборудованы 3 машины в вариант Ту-22У, одна в вариант Ту-22П и одна в вариант Ту-22К.

●05-05 Ту-22А №32 з/н 5050051 – 20-й серийный, последний "а". Летом 1961-го переоборудован в опытный Ту-22К. Участвовал в параде над Тушино (именно ли этот борт там был или №06-04?). 28.09.1962 самолёт передали в ВВС. Там он прослужил до 18.10.1965. Последний полёт на этом самолёте состоялся 27.10.1965 года в Монино, на учебно-аэродромную базу ВВИА им. Н.Е.Жуковского, откуда 18.02.1977 прибыл в музей ВВС. К тому времени борт налетал 350 часов 1 2
●06-01 Ту-22Р №06 з/н ..06101..? – в 1962 переделан в Ту-22У, с раздельными кабинами, без кормовой АУ 1
●06-02 Ту-22Р №нет з/н 3062022 – в 1962 переделан в Ту-22У, с 23.07.1963–28.01.1965 этап ГИ
●06-03 Ту-22Р
●06-04 Ту-22Р №24 з/н 5060045 (1961), первый серийный Ту-22К 1
●06-05 Ту-22Р №25 черный, з/н 1062054, последний самолёт выпуска 1961 года, передан в Ачинское ВАТУ (снимок 1980-1983);
●06-09? Ту-22Р – переоборудован в Ту-22К-ПСН в 1968 году. Испытания системы К-22П (К-22ПСН) с ракетой Х-22П (затем Х-22ПМ), оснащенной пассивной противорадиолокационной головкой самонаведения. Самолёт был запущен в серию как Ту-22КП, однако из-за трудностей с доводкой системы испытания завершились в 1973 году, а в строю первые машины оборудовали серийной аппаратурой только в 1976 году.
●07-03 Ту-22РД №23 – 2 аэ 290 одрап? (на 1984 г. в командировке в 199 одрап)
●07-04 Ту-22Р №65 з/н 5072045 (по другим данным 5073048) – 1 аэ 290 одрап, в середине 80-х получил №??
●07-05 Ту-22Р
●08-01 Ту-22Р №28 з/н 3083012, переоборудован в опытный Ту-22РД, получил новый з/н 5084016, далее 15 одрап(?) 1 (на 1990??)
●08-02 Ту-22Р №23 з/н 2082023 – 1
●08-03 Ту-22Р №75 – 2 аэ 290 одрап (на 1984 г.) 1, предполодительно позже был передан в 199 одрап, где впоследствии утилизирован;
●08-04 Ту-22Р №??, 29.10.1961 на аэродроме во время гонки двигателя ВД-7М произошло разрушение диска турбины. Произошел взрыв и начался пожар, который был быстро потушен. Похожее проишествие произошло 10.10.1961 с первым Ту-22Р. Естественно все полёты Ту-22 приостановили, вплоть до окончания доработок по двигателям ВД-7М. Еще одной причиной прекращения испытаний стали рулевые приводы РП-21А, не выдерживающие стендовых испытаний на ресурс в 100 часов.
●08-05 Ту-22Р з/н 5082055, авария 29.08.1962 в районе села Селта северо-западнее Ижевска. При выполнении третьего полёта по заданию №2, в зоне неустойчивости по скорости, случился отказ системы управления стабилизатором, в результате чего самолёт начал кабрировать и после катапультирования экипажа вошёл в крутую спираль вплоть до столкновения с землёй.
●09-01 Ту-22Р №50 з/н 5094017 – 30 одрап
●09-02 Ту-22Р
●09-03 Ту-22РД №63 – 1 аэ 290 одрап, позже доработан в Ту-22РДМ, вернулся в 1 аэ, получил №19, в 1994 году «в Энгельс улететь не смог, так как силовой набор лев. внут. закрылка был лопнут», утилизирован в Зябровке 2 3 5
●09-04 Ту-22Р
●09-05 Ту-22Р

1963 год – завод отчитался за 35 сданных Ту-22, из которых три машины были учебные, а все остальные – разведчики. Помимо серийного выпуска велись работы по переоборудованию Ту-22: двух самолётов в заправляемые в воздухе Ту-22ЗА, двух – в носители Ту-22К, двух – Ту-22У и одного – Ту-22П.

●10-02 Ту-22Р №25 – 199 одрап
●10-04 Ту-22ПД №26 з/н 3102042 – 30 одрап, аварийная посадка 10.08.1974 на а/д Саки, восстановлен? 1 2
●10-05 Ту-22Р №?? – 15 одрап, 24.12.1964 уничтожен на а/д Чкаловск врезавшимся в него №13-05;
●11-01 Ту-22Р? №нет з/н 2112012 – ?
●11-02 Ту-22Р(РД) №?? з/н 3112022 – 290 одрап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●11-05 Ту-22Р №81 з/н 5115059 – 15 одрап, 24.12.1964 уничтожен на а/д Чкаловск врезавшимся в него Ту-22 №13-05;
●12-01 Ту-22Р №23 з/н 5125016 (по другим данным 2122015) – 30 одрап (по другим данным этот борт потерян в катастрофе 27.07.1963 – взрыв кислородной станции).
●12-03 Ту-22Р №05 – 290 одрап (на 1965 г.), далее передан ОКБ Туполева, в конце 90-х в Жуковском порезан на металлолом 1 2
●12-04 Ту-22К №?? з/н 5122041 – 121-203 тбап, (один из первых 4 Ту-22К с двигателями ВД-7М, без системы дозаправки), 25.06.1996 утилизирован в Энгельсе;
●12-05 Ту-22К – один из первых 4 Ту-22К с двигателями ВД-7М, без системы дозаправки;
●13-01 Ту-22У №59? з/н 1133012 (в других данных встречается з/н 5135017) – 3 аэ 203 тбап, на 1994 год, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●13-04 Ту-22Р №63 – 290 одрап, передан в 199 одрап, получил №83 1, позже переименован в №21 1
●13-05 Ту-22Р №?? – 15 одрап ВВС БФ, при гонке двигателей на стоянке сорвался с колодок и врезался в два Ту-22Р (10-05, 11-05, все три сгорели)
●14-01 Ту-22Б №1113 з/н 4143015 – ВВС Ирака 1
●15-01 Ту-22Р №26 – 2 аэ 290 одрап (на 08.08.1991)
●16-01 Ту-22ПД №77 – 2 аэ 290 одрап, в 1987? получил №24 1 2
●17-05 Ту-22Р(РД) №?? з/н 4173052 – 290 одрап, 08.07.1996 утилизирован в Энгельсе;
●19-04 Ту-22Р(РД) №?? з/н 2193041 – 290 одрап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●19-05 Ту-22Р(РД) №?? з/н 3193054 – 290 одрап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;

1964 год – плановые показатели были полностью выполнены, завод отчитался за 43 Ту-22Р, 2 Ту-22КЗА и 5 Ту-22У.

●20-03 Ту-22РМ №78 – 199 одрап 1, позже переименован в №18, летал до расформирования полка
●20-04 Ту-22Р – прототип Ту-22РД
●20-05 Ту-22РД №22 – 199 одрап (в начале 60-х переоборудован в прототип Ту-22РД), далее №12
●27-01 Ту-22 №67 – 1 аэ 290 одрап (на 1984/1987 г.), далее получил №??
●27-02 Ту-22 №60 – 1 аэ 290 одрап (на 1984 г.), далее получил №??
●27-05 Ту-22РД №37 – 3 аэ 290 одрап, катастрофа 28.05.1987 1 (уникальное фото: лётчики: КК Емельянович, оператор Савинов, ШК Гришин, (помимо экипажа на фото ст. техник Александр Капустенко и электрик самолета Виктор Анищенко), экипаж погибнет на этом самолете);
●28-01 Ту-22 №78 – 2 аэ 290 одрап (на 1984 г.), далее получил №??
●28-05 Ту-22РД №69 з/н 4284051 – 1 аэ 290 одрап (на 1984 г.), прототип Ту-22РД, позже доработан в Ту-22РДМ, получил №15, 25.06.1996 утилизирован в Энгельсе;
●29-02 Ту-22П №27 з/н 5294021 – 3 аэ 341 тбап (в 90-х годах в 3 аэ были б/н 23 и б/н 27 без пушек а вместо них стояли обтекатели для станций СПС с антеннами но самих станций не было, по какой причине неизвестно) 1
●29-03 Ту-22ПД №29 – 3 аэ 341 тбап 1 2 3
●29-05 Ту-22П №?? з/н 2294053 – белорусский полк, 25.06.1996 утилизирован в Энгельсе;
●30-01 Ту-22РД №?? з/н 2305012 (1965) – 2 аэ 290 одрап, с этой машины пошли Ту-22РД (первый серийный), позже доработан в Ту-22РДМ, получил №??, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●30-02 Ту-22КП №?? з/н 1304025 – 121-203 тбап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●30-03 Ту-22К №81 з/н 3304034 – 2 аэ 203 тбап, при запуске летом 1984-го взрыв двигателей, за 2 года самолёт был восстановлен в ТЭЧ полка под руководством зам.к-ра полка по ИАС п/п-ка Рачкова c использованием части фюзеляжа от экс-исследовательского Ту-22 на ремонтном заводе в Рязани. Восстановлен до лётной годности, совершены два успешных испытательных полёта в июле и августе 1986 года. Хотя были разработаны тесты полётов, в том числе сверхзвуковые. Главный штаб отказался санкционировать возвращение б/н 81 на службу, и он был передан как учебное пособие в МИИГА 1 2
●30-04 Ту-22РД №61 з/н 5304043 – 1 аэ 290 одрап (на 1984 г.) 1, позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил №11 1 (после посадки в Энгельсе), 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●31-01 Ту-22РД №11 – 199 одрап, знак "лучший самолёт"
●31-02 Ту-22К – с двигателями РД-7М2
●31-03 Ту-22РДМ №38 – 3 аэ 290 одрап (на 08.08.1991) 1
●31-04 Ту-22РД №88 – 3 аэ 290 одрап (на 1984 г.), позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил №14 (на 08.08.1991), утилизирован в Энгельсе 1 2 (обе фотографии сделаны в Дягилево)
●31-05 Ту-22УД
●32-01 Ту-22РД №?? з/н 4325015 – 2 аэ 290 одрап, позже доработан в Ту-22РДМ, получил №??, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●32-02 Ту-22КП №?? з/н 2325023 – 121-203 тбап, 08.07.1996 утилизирован в Энгельсе;
●32-03 Ту-22ПД №?? з/н 1325032 – белорусский полк, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●32-04 Ту-22РД №71 з/н 5325041 – 2 аэ 290 одрап (на 1984 г.), позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 3 аэ, получил №34, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●33-01 Ту-22РД №?? з/н 1335012 – 2 аэ 290 одрап, позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил №17 (на 08.08.1991 проходит ремонт на 360 АРЗ), 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●33-02 Ту-22К №?? з/н 5335021 – белорусский полк, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●33-03 Ту-22ПД №32 з/н 4335034 – 3 аэ 121 тбап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе 1
●33-04 Ту-22РД – катастрофа близ Ахтубинска 22.04.1967, отказ одного из генераторов переменного тока СГС-30-8 и последующий пожар на двигателе (Корчагин В.И., Пронин Г.И., Санников А.А.)
●33-05 Ту-22У №?? з/н 2335053 – белорусский полк, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●34-01 Ту-22 №?? з/н 2345014
●34-02 Ту-22ПД? №82 з/н 1345023 – 3 аэ 290 одрап (на 1984 г.), в 1987? году получил №??, 08.07.1996 утилизирован в Энгельсе;
●34-03 Ту-22ПД №?? з/н 3345035 – белорусский полк, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●34-04 Ту-22ПД №14 – 199 одрап, далее №33 1
●35-01 Ту-22ПД №?? з/н 4355015 – белорусский полк, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●35-04 Ту-22К №?? (осень 1965) – первый серийный Ту-22К с ТРДФ РД-7М-2;
●37-02 Ту-22УД №05 – 30 одрап (штанга демонтирована), в конце 80-х передан в 199 одрап, где он летал до последнего, утилизирован примерно в 2000 году 2 3
●38-01 Ту-22К №?? з/н 4386015 – 121-203 тбап, 25.06.1996 утилизирован в Энгельсе;
●38-04 Ту-22УД №50 – 2 аэ 341 тбап, в начале 90-х «отправился на Воронежский АРЗ, говорят на заводе спарку сломали статикой» 1
●39-02 Ту-22ПД №85 з/н 1396023 – 3 аэ 290 одрап (на 1984 г.), в 1987? вошёл в 3 аэ, получил №35 (на 08.08.1991), 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●39-03 Ту-22К №73 – 2 аэ 203 тбап
●40-05 Ту-22К №56 – 2 аэ 341 тбап
●41-02 Ту-22РД №84 з/н 4416025 – 3 аэ 290 одрап (на 1984 г.) 1, 2, позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил №18 (на 08.08.1991), в 1994 году выведен в Энгельс, экспонат в музее ДА 1 2
●41-05 ЛЛ Ту-22 – летающая лаборатория, использовалась в ЛИИ до 1987
●42-01? Ту-22КП №47 – 2 аэ 121 тбап, утилизирован в Энгельсе 1 2
●42-02 Ту-22УД №06 з/н 2426024 – 3 аэ 290 одрап, передан в полк после катастрофы Ту-22У 05.09.1979 1 (Зябровский экипаж, слева на право: штурман Шиховцев Александр, рядом кк Сусляков Алесандр (уже нет с нами) и оператор РТС), после 1985-го вошёл в 1 аэ, получил №10 (на 08.08.1991), утилизирован в Энгельсе 1 2
●43-02 Ту-22УД
●45-04 Ту-22ПД №?? з/н 3457041 – белорусский полк, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●46-01 Ту-22К №63 з/н 5467011 – 2 аэ 341 тбап, 04.02.1967 введён в эксплуатацию, далее ВВС Украины, на 2009 в Полтавском музее авиации, общий налёт 2079 часов 2 3
●46-02 Ту-22КП №01 з/н 4467023 – 1 аэ 341 тбап
●47-02 Ту-22РД №85 з/н 1477024 – 199 одрап, в 1970 году переоборудован в Ту-22РДК №09 1, позже вошёл в 1 аэ, получил №19 3
●47-03 Ту-22РД №68 – 2 аэ 290 одрап (на 1984 г.) , позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил №16 (на 08.08.1991), в составе на 1994 год;
●47-04 Ту-22РД №62 – 2 аэ 290 одрап (на 1984 г.) 1, позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 1 аэ, получил №12 (на 08.08.1991), позже авария – при посадке КК Степчанкова, отвалился хвост, в Энгельс не перегонялся, остался в Зябровке, позже утилизирован;
●47-05 Ту-22РД №?? з/н 3477051 – 2 аэ 290 одрап, позже доработан в Ту-22РДМ, вошёл в 3 аэ, получил №32 (на 08.08.1991), 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●48-04 Ту-22УД №?? – КАПО, катастрофа 23.03.1968;
●49-01 Ту-22ПД №22 – 30 одрап 1
●49-02 Ту-22УД №20 з/н 2497023 – 2 аэ 290 одрап (на 08.08.1991 проходит ремонт на 360 АРЗ), в 1994 году перегон для утилизации в Энгельс, позже оставлен для музея ДА 1
●50-01 Ту-22УД №??, в 80-е передан в Зябровский УАЦ, получил №42 (на 08.08.1991), со снятой штангой, утилизирован в Энгельсе 1 2 3 (08.1997)
●51-01 Ту-22ПД №39 з/н 3517014 – 199 одрап, ВВС Украины на 1996 год
●52-04 Ту-22ПД №37 – 3 аэ 121 тбап 1
●54-04 Ту-22ПД №90 – 290 одрап, со станцией «Резеда»
●54-05 Ту-22РД №77 – 199 одрап, далее №27 1 2 3 (прощание со знаменем л/с 199-го ОГДРАП в мае 1992 года)
●55-04 Ту-22ПД №80 – 3 аэ 290 одрап (на 1984 г.) 1, позже получил №31 (на 08.08.1991)
●55-05 Ту-22К №77 з/н 5558053 – 2 аэ 203 тбап, в 1994 выведен в Энгельс, в музее ДА 1
●56-03 Ту-22УД №40 з/н 2568034 – Зябровский УАЦ (на 08.08.1991 проходит ремонт на 360 АРЗ) 1
●57-01 Ту-22 №?? з/н 5578011
●57-03 Ту-22П №46 з/н 3578035 – неизвестный эксплуатант, в 1994 выведен в Энгельс, в музее ДА. «На самолёте вариация эмблемы 121-го полка "а ля под Мачулищи". Акулья пасть под 41-й борт 121-го полка» 1 2 3
●57-04 Ту-22К №12 – 121 тбап 1 (снимок сделан в 1988-1992 гг. на а/д Барановичи (сзади видна ПДС Барановичей) во время ремонта полосы на а/д Мачулищи)
●58-01 Ту-22 №?? з/н 2588015
●58-04 Ту-22КП №61 (1968) – 2 аэ 341 тбап, на 1993 был 2 3 4 5
●58-05 Ту-22К №10 – 121 тбап
●59-02 Ту-22КП №20 з/н 5598021 – 1 аэ 121 тбап, в 1994 перегон для утилизации в Энгельс, 03.11.1999 доставлен в Саратовский Парк Победы, установлен в виде памятника 1 2 3
●59-03 Ту-22КП №23 – 121 тбап, утилизирован в Энгельсе 1
●59-04 Ту-22ПД №?? з/н 3598043 – белорусский полк, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●61-01 Ту-22К №?? з/н 1619015 – 121-203 тбап, 11.11.1997 утилизирован в Энгельсе;
●60-01 Ту-22К №76 – 2 аэ 203 тбап, летом 1994-го замечен в Энгельсе, впоследствии утилизирован 1
●61-03 Ту-22КП №15 – 121 тбап 1
●62-01 Ту-22К №?? – последний серийный «К»
●62-04 Ту-22УД №01 – 290 одрап (на 1984 г.) 1,2, позже передан в Зябровский УАЦ, получил №41 (на 08.08.1991), с 1993 в 3 аэ 121 тбап 1 2
●63-03 Ту-22УД №30 – 199 одрап, далее №01, был самым новым самолётом в полку
●64-01 Ту-22 – последний выпущенный борт

Серийный номер этих Ту-22 неизвестен:
●........ Ту-22РДМ №01 – с СПС 1
●........ Ту-22КП №01 – 1 аэ 203 тбап, в составе на 70-е года, штурман 1-ой АЭ С.Колмогоров: «Про борт 01: В 1974 г. или 1975 г. это был штатный самолёт ком. отряда В.М.Репина. Проводились испытательные пуски ракет Х-22 во Владимировке. После пуска ракеты, при заходе на посадку во Владимировке у них не вышла передняя стойка. Репин произвёл посадку без передней стойки шасси. Опустив нос самолёта, отвернул на грунт. Штурман был Осипов, при посадке он не перешёл к лётчику, а был пристегнут на своем рабочем месте. Люки были разгерметизированы и земля засыпала штурмана по пояс, благо он маску кислородную не снял. Самолёт восстановлен, летал до конца.
Вообще не очень счастливый самолёт. В середине 80-х на этом борту погиб вооружейник ст.л-т Лаженков. Учения. Ракета висит, люки закрыты, 2-й техник отсоединился от связи, ст. техник разводит руками «все из под самолёта» и пошёл вперёд руководить выруливанием со стоянки. И в этот момент вооружейник вспоминает, что не открыл кран подачи аммиака на охлаждение изделия на БД, бросается под самолёт и ныряет в щель между ракетой и фюзеляжем. Штурман начинает подъём ракеты. Никто и «мяу» сказать не успел, 22 секунды - и человек пополам», в 1996-1997 годах утилизирован в Энгельсе 1 2
●........ Ту-22К №01 – 121 тбап, катастрофа 26.04.1971 (к-н А.С.Пригожаев)
●........ Ту-22УД №02 – 30 одрап (со снятой штангой) 1
●........ Ту-22К №02 – 1 аэ 341 тбап
●........ Ту-22УД №03 – 30 одрап
●........ Ту-22К №03 – 1 аэ 341 тбап, 02.04.1996 последний полёт (КК Н.Н.Кирий) на 148 АРЗ (а/д Белая Церковь), где утилизирован
●........ Ту-22УД №04 – 30 одрап
●........ Ту-22У №04 – 290 одрап, по воспоминаниям потеряна в Ахтубинске
●........ Ту-22К №04 – 1 аэ 341 тбап
●........ Ту-22К №05 – 1 аэ 341 тбап
●........ Ту-22УД №05 – 30 одрап, (штанга не демонтирована), передан в полк в конце 80-х (б/н неизвестен) из 15 одрап, после убытия из полка Ту-22УД б/н 05 (#37-02), получил б/н 05, в 90-е годы утилизирован в Октябрьском 1
●........ Ту-22УД №06 – 30 одрап, (со снятой штангой) 1
●........ Ту-22КП №06 – 1 аэ 341 тбап 1 2
●........ Ту-22Р №07 – 1 аэ 199 одрап 1 (на 1975 год), позже передан в 3-ю аэ, получил №97;
●........ Ту-22УД №07 – 30 одрап, (со снятой штангой), катастрофа 06.06.1975 (КК к-н Н.И.Белобородов, ШК ст.л-т В.М.Ерохин, оператор к-н В.Г.Смирнов) 1
●........ Ту-22К №07 – 1 аэ 341 тбап, авария 29.08.1986 при посадке на а/д Озерное командир В.И.Жеребцов забыл выпустить шасси. Борт восстановили, но он уже не летал. После, его установили как памятник на въезде в часть. Как памятник, его поставил командир дивизии М.М.Опарин, б/н сменили на №90. При независимой Украине, звёзды заменили трезубцем, бортовой номер поменяли на №07 1 2 4
●........ Ту-22У №08 – 30 одрап, «С. Бутковский: «Надо сказать, что 08-я была "кривая", то есть, если её сбалансировать триммерами, то шарик стоит не в центре. Это знали только те, кто на ней летал, естественно и я. На облёте в Балтийском море, извиняюсь за каламбур,"балтийский лётчик" говорит: "Что это ты летишь, а шарик не в центре? В училище не учили этому, что ли?" Я говорю: "Так надо", но об особенности 08 не сказал... Он говорит: "Смотри, как летают балтийские лётчики" и отбалансировал так, что шарик в центре (но при этом её всё время кренит и ведёт в сторону). Я ему: "Ну теперь и держи её около часа, а я пока буду проверять всё по программе облёта". Покорячился "балтийский лётчик" 5 минут и говорит: "Ладно, согласен, пусть шарик будет не в центре, видимо, крымские лётчики умнее балтийских...".
Году в 86-87 самолет был списан и выставлен "в поле" полуразобранным. Я к тому времени тоже был списан, но ещё не разобран, поэтому уделил внимание самолету с пользой для личного хозяйства. Трубки, трубы, жгуты проводов, контакторы, эл.маг. краны в умелых руках превращаются в инструменты и приспособления, а в те времена купить что-либо из списка было негде если вы помните. Так что самолет №08 живет сейчас второй жизнью в своих деталях» 1 (в полёте над а/д Саки)
●........ Ту-22К №08 – 1 аэ 341 тбап
●........ Ту-22УД №09 – 30 одрап, (со снятой штангой), на 1976 год – 1, в 1989-1990 годах передан в 3 аэ 121 тбап, где получил №99, в 1993 году закончен ремонт на 360 АРЗ 2 3
●........ Ту-22УД №09 – 121 тбап, утилизирован в Энгельсе 1 2
●........ Ту-22К №09 – 1 аэ 341 тбап
●........ Ту-22РД №10 – 2 аэ 30 одрап, на середину 70-х годов, вероятно в 1989 сменил номер или выведен из состава полка до 89-го(?) 1
●........ Ту-22РД №10 – 15 одрап 1, в 1989 передан в 30 одрап, с декабря 1993-го в 198 одраэ, позже обнаружили трещину длиной 30 мм по стыку СЧК с ОЧК, самолет списали 1 2
●........ Ту-22У №10 – 1 аэ 341 тбап 1
●........ Ту-22РД №11 – 15 одрап 1, в 1989 году передан в 30 одрап, с декабря 1993-го в 198 одраэ 1 (на 1995 год)
●........ Ту-22К №11 – 1 аэ 121 тбап, утилизирован в Энгельсе 1
●........ Ту-22КП №11 – 1 аэ 341 тбап, 02.04.1996 последний полёт (КК-Колупаев) на 148 АРЗ (а/д Белая Церковь), где утилизирован;
●........ Ту-22Р №12 – 15 одрап, далее передан в 30 одрап, под приборной доской установлена кнопка (разворота передней ноги), признак машин ранних производственных серий;
●........ Ту-22К №12 – 1 аэ 341 тбап
●........ Ту-22РД №14 – 30 одрап, впоследствии штангу топливоприёмника сняли – 1 2
●........ Ту-22К №14 – 1 аэ 121 тбап
●........ Ту-22Р №15 – 15 одрап, далее передан в 30 одрап, под приборной доской установлена кнопка (разворота передней ноги), признак машин ранних производственных серий;
●........ Ту-22РД №15 – 30 одрап, с декабря 1993-го в 198 одраэ, на 1995 год 1
●........ Ту-22Р №16 – 30 одрап, на 1976 год – 1
●........ Ту-22К №16 – 1 аэ 121 тбап (со снятой штангой топливоприемника) 1
●........ Ту-22Р №16 – 199 одрап 1
●........ Ту-22У №16 – передан ВВС Ирака – 1
●........ Ту-22Р №17 – 30 одрап 1
●........ Ту-22Р №18 – 30 одрап, авария 22.05.1973 (КК м-р В.Е.Городянко, ШК Конопелькин, оператор Бененко), пожар двигателя в воздухе над морем в районе Евпатории;
●........ Ту-22К №18 – 1 аэ 121 тбап 1
●........ Ту-22УД №19 – 1 аэ 121 тбап, «кто то въехал крылом в капонир на полном ходу, самолёт в ТЭЧ восстановили (привезли плоскость с Рязани), но летать не дали», брошен в 1994 году на а/д Мачулищи
●........ Ту-22Р №19 – 30 одрап 1
●........ Ту-22Р №20 – 199 одрап 1
●........ Ту-22РД №20 – 199 одрап, далее №15
●........ Ту-22ПД №20 – 30 одрап, в 1980 году КК п-к Сидоров допустил высокое выравнивание, самолёт упал на очень малой скорости с большим тангажом на хвост. В результате была разрушена хвостовая часть, были повреждены стабилизатор и валы обоих двигателей. После ремонта и замены двигателей самолёт был восстановлен и продолжал летать 1
●........ Ту-22Р №21 – 2 аэ 290 одрап 1
●........ Ту-22Р №21 – 30 одрап
●........ Ту-22К №21 – 1 аэ 121 тбап 1
●........ Ту-22ПД №21 – 3 аэ 341 тбап
●........ Ту-22Р №22 – 2 аэ 290 одрап 1 2
●........ Ту-22ПД №22 – 3 аэ 341 тбап 1
●........ Ту-22К №22 – 1 аэ 121 тбап, (со снятой штангой) 1
●........ Ту-22ПД №23 – 3 аэ 341 тбап (в 90-х годах в 3-ей аэ были б/н 23 и б/н 27 без пушек а вместо них стояли обтекатели для станций СПС с антеннами но самих станций не было, по какой причине неизвестно)
●........ Ту-22ПД №23 – 30 одрап 1
●........ Ту-22РД №23 – 199 одрап 1
●........ Ту-22РД №24 – 30 одрап, катастрофа 30.10.1974 (заместитель начальника отдела БП ВВС КК В.Ф.Фесенко, инспектор ОБП ВВС ЧФ м-р ШК В.Н.Самсоненко, начальник РЭБ АЭ оператор к-н Е.А.Кузнецов) в НСМУ пропали над Чёрным морем...Море всё скрыло. Обстоятельства катастрофы неизвестны.
Ст.техник Ланцов: «с-т "ранен", посадка Зверева Ю.(складывание цангового замка с последующим касанием плоскостью ВПП.»
Г.Бойченков: «У Юры Зверева сложилась правая стойка и правое крыло чиркало 250-300 м по бетону. С-т поставили в ТЭЧ. Приезжала команда с Казанского завода. В технические подробности не вникаю, но часть или вся обшивка крыла была снята, специалисты аппаратурой проверяли лонжероны нервюры и т.д., долго месяца три делали, после не помню но кто то из полковников сделал облёт и дал допуск к полётам. До катастрофы полётов 6-8 я на 24-ке сделал. Ходили на М-1.2, Хитров Валера любил шутить: командир не гони! правое крыло поскрипывает! Он просто так шутил. Вот и доскрипелось – 30.10.74г – катастрофа п-к Фесенко» 1
●........ Ту-22П №24 – 3 аэ 341 тбап, А.Чупин: «На нём в своё время был командир корабля Жора Жахбазян (я застал его с 1973 года) с его руки этот самолёт стали называть "Гроза империализма". Этот самолёт имел привычку преподнести неприятность при выполнении посадки.» 1
●........ Ту-22РД №24 – 199 одрап, далее №14 1
●........ Ту-22Р №25 – 2 аэ 290 одрап (после перенумерования) 1
●........ Ту-22РД №25 – эксплуатант неизвестен 1
●........ Ту-22Р №25 – 30 одрап, катастрофа 07.01.1972 (КК Н.Я.Потлов, ШК О.Г.Булавин (погиб), начальник ВОП аэ Е.А.Моцный). Командир выполнял первый самостоятельный ночной полёт. КК от волнения забыл убрать РУДы на МГ, в результате самолёт на большой скорости выкатился за пределы ВПП, штурмана катапультировало в грунт и он погиб. Самолёт был сильно повреждён и восстановлению не подлежал.
●........ Ту-22ПД №26 – 3 аэ 341 тбап 1
●........ Ту-22ПД №27 – 30 одрап 1
●........ Ту-22П №27 – 3 аэ 341 тбап 1
●........ Ту-22П №28 – 3 аэ 341 тбап, 27.01.1969 аварийная посадка (не вышла правая стойка шасси), на 1983 в полку уже не было 1 2
●........ Ту-22УД №29 – 121 тбап ? 1
●........ Ту-22УД №30 – Зябровский УАЦ(?), далее передан в 3 аэ 121 тбап, авария 30.08.1985 (КК к-н В.Ф.Панин, инструктор В.С.Садовников, ШК П.П.Вахрушев) 1 2 3 4
●........ Ту-22У №30 (1964) – 3 аэ 290 одрап, катастрофа 24.07.1992 (инструктор п/п-к В.Оськин, КК Степченков, ШЭ м-р Н.Иванов), пожар двигателя, борт на момент катастрофы прошёл 4 капитальных ремонта и совершил 4460 посадок 1
●........ Ту-22УД №30 – 15 одрап 1, в 1989-1990 годах передан в 30 одрап, получил №09, в составе на 1991 год 1
●........ Ту-22УД №30 – 3 аэ 341 тбап 3
●........ Ту-22ПД №31 – 341 тбап, единственный самолёт который не улетел на базу разделки, утилизирован на территории 3 аэ после 2000 года 1 (экипаж из Озерного: КК Куцаков Николай, ШК Зубков Сергей и ОК Егоров) 2 3
●........ Ту-22ПД №32 – 3 аэ 341 тбап, 10.1988–01.1989 работа в Афганистане, на 10.1995 года в составе ВВС Украины 3 4
●........ Ту-22ПД №33 – 3 аэ 121 тбап 1 2 3
●........ Ту-22Р №34 – 15 одрап, катастрофа 20.04.1971
●........ Ту-22ПД №34 – 3 аэ 121 тбап 1A 2 3 4
●........ Ту-22Р №35 – 199 одрап, на 1993 год 2 3 4 5
●........ Ту-22ПД №35 – 3 аэ 121 тбап 1
●........ Ту-22РД №36 – Тамбовское ВВАИУ, разграблен в 90-е годы 1
●........ Ту-22РДМ №36 – 3 аэ 290 одрап 1
●........ Ту-22ПД №37 – 199 одрап, поломка 06.07.1987, не восстанавливался, утилизирован в 1989 году;
●........ Ту-22РД №37 – 43 цбп и плс 1
●........ Ту-22К №37 – 1 аэ 203 тбап, «при посадке пару раз "разували" всю стойку, все 4 колеса. Вечером со стороны выглядело зрелищно: магниевыми барабанами по бетонке, пламя из под крыла. Самолёт посреди бетонки, по кругу ещё несколько бортов ходит. Лететь на запасной в Бобруйск неохота - хлопотно потом оттуда. КК врубил форсаж и дополз до конца ВПП. Все сели. Самолёт из мелкого болотца вытаскивали тягачами из всех трёх эскадрилий» 1
●........ Ту-22УД №39 – 3 аэ 121 тбап, в начале 80-х передан в Зябровский УАЦ, авария 29.01.1981
●........ Ту-22ПД №40 – 3 аэ 121 тбап, в конце 1992 – начале 1993-го отправлен на 360 АРЗ (Дягилево), уже оттуда передан на утилизацию в Энгельс 1
●........ Ту-22ПД №40 – 203 тбап, утилизирован в Энгельсе 1
●........ Ту-22УД №40 – 341 тбап, на 10.1995 в составе ВВС Украины 2 (на взлёте в Нежине)
●........ Ту-22РДМ №41 – 290 одрап??? 1
●........ Ту-22ПД №41 – 3 аэ 121 тбап 1 2 3 4
●........ Ту-22Р №42 – 199 одрап 1, далее №22, далее №29 1
●........ Ту-22ПД №42 – 3 аэ 121 тбап, в конце 1992 – начале 1993-го отправлен на 360 АРЗ (Дягилево), уже оттуда передан на утилизацию в Энгельс 1 2
●........ Ту-22Р №43 – 15 одрап, передан в конце 1987-88-го в 30 одрап;
●........ Ту-22Р №43 – 199 одрап, далее №23
●........ Ту-22Р №44 – Зябровский УАЦ, утилизирован в Энгельсе 1
●........ Ту-22Р №45 – Зябровский УАЦ, утилизирован в Энгельсе 1 (на 1997)
●........ Ту-22РД №45 – 199 одрап, потерян в авиакатастрофе 1
●........ Ту-22ПД №45 – 3 аэ 203 тбап
●........ Ту-22КП №48 – 2 аэ 121 тбап ?
●........ Ту-22УД №49 – 2 аэ 121 тбап, в составе на 1991 год 1 2
●........ Ту-22У №50 – 15 одрап, катастрофа 07.12.1978;
●........ Ту-22К №50 – 1 аэ 121 тбап 1 2
●........ Ту-22Р №50 – 199 одрап 1
●........ Ту-22Р №51 – 1 аэ 30 одрап, сгорел на стоянке, при гонке двигателя произошёл взрыв, ст.л-т Насыров успел выскочить, а самолёт сгорел, в хвосте рвались снаряды (500шт) 1
●........ Ту-22ПД №51 – 3 аэ 203 тбап, 11.1988 – работал в Афганистане, в марте 1993 года при перегоне на базу разделки в Энгельс произошёл отказ двигателя. Аварийная посадка на одном двигателе произвёл на а/д Дягилево. Было принято решение борт оставить, в начале 2000-х годов передан в музей ДА (а/д Дягилево) 1 2 3
●........ Ту-22К №51 – 2 аэ 341 тбап 1
●........ Ту-22К №51 – 2 аэ 121 тбап, утилизирован в Энгельсе 1 2 3
●........ Ту-22Р №52 – 30 одрап
●........ Ту-22К №52 – 2 аэ 341 тбап, 24.11.1995 последний полет (КК Кирий Н.Н.) на а/д Васильков (Киевская обл.), самолёт предназначался для музея, но простояв около 3-х лет на газовочной площадке АЭ, был утилизирован;
●........ Ту-22КП №52 – 2 аэ 121 тбап, утилизирован в Энгельсе 1 2 3
●........ Ту-22ПД №52 – 3 аэ 203 тбап 1

   
 

 
●........ Ту-22Р №53 – 30 одрап 1 2
●........ Ту-22К №53 – 2 аэ 341 тбап 1
●........ Ту-22К №53 – 2 аэ 121 тбап ?
●........ Ту-22ПД №53 – 3 аэ 203 тбап
●........ Ту-22Р №54 – 30 одрап 1
●........ Ту-22К №54 – 2 аэ 341 тбап
●........ Ту-22К №54 – 2 аэ 121 тбап 1
●........ Ту-22ПД №54 – 3 аэ 203 тбап 1
●........ Ту-22Б №551
●........ Ту-22Р №55 – 30 одрап 1 2
●........ Ту-22К №55 – 2 аэ 341 тбап 1
●........ Ту-22К №55 – 2 аэ 121 тбап 1
●........ Ту-22ПД №55 – 3 аэ 203 тбап
●........ Ту-22Р №56 – 30 одрап, катастрофа 23.06.1977 при посадке на а/д Саки (Сапронов Р.Д., Филиповский А.Н., Голофаев Г.М.)
●........ Ту-22К №56 – 2 аэ 121 тбап 1
●........ Ту-22ПД №56 – 3 аэ 203 тбап
●........ Ту-22К №57 – 2 аэ 121 тбап 1
●........ Ту-22К №57 – 2 аэ 341 тбап
●........ Ту-22П №57 – 3 аэ 203 тбап
●........ Ту-22Р №57 – 1 аэ 30 одрап, позже передан Ираку(?) 1
●........ Ту-22Р №58 – опытный, в гондолах шасси устанавливались подъёмные двигатели РД36-35 1
●........ Ту-22Р №58 – 30 одрап, трещины фитинга, списан на заводе до 1979-го;
●........ Ту-22Р №58 – 199 одрап, далее №31 утилизирован в 1994 году, когда начали резать немного загорелся прийшлось пожарников вызывать 1 2
●........ Ту-22К №58 – 2 аэ 341 тбап 1
●........ Ту-22П №58 – 3 аэ 203 тбап
●........ Ту-22Р №59 – 1 аэ 30 одрап, позже передан Ираку(?)
●........ Ту-22К №59 – 2 аэ 341 тбап
●........ Ту-22Р №60 – 1 аэ 290 одрап (после 1987 г. перенумерован)
●........ Ту-22Р №60 – 30 одрап (передан из 15 одрап), с СПС, лето 1986-го, экипаж в составе КК м-р Мамаев, ШК к-н Аббасов, ОК к-н Тарасов, после взлёта на высоте около 30 м произошёл обрыв лопатки турбины, которая пробила гондолу двигателя с наружной стороны, КК выключил двигатель и произвёл посадку на одном двигателе. После замены двигателя и ремонта повреждений самолёт был восстановлен и продолжал летать. В конце 80-х был передан в 30 одрап, где и закончил свою лётную службу.
●........ Ту-22К №60 – 1 аэ 203 тбап на начало 90-х 1
●........ Ту-22КП №60 – 2 аэ 121 тбап, по причине серьёзной неисправности (стравили аммиак в бомболюк), не мог быть поднят в воздух и не подлежал перегонке в Энгельс, его разборка и утилизация производились на а/д Мачулищи в 1994 году 1
●........ Ту-22К №61 – 1 аэ 203 тбап, первым в апреле 1993-го совершил перегон на базу разделки и утилизации в Энгельс 1
●........ Ту-22К №62 – 1 аэ 203 тбап, на начало 90-х
●........ Ту-22К №62 – 2 аэ 341 тбап 1
●........ Ту-22К №63 – 1 аэ 203 тбап, на начало 90-х
●........ Ту-22РД №64 – 2 аэ 290 одрап, ст.техник 290 одрап Александр Котов: «Ту-22 №64 с 1970 г. в полку не было, так как два самолёта под этим номером разбились»
●........ Ту-22РД №64 – из к/ф «Небо со мной» 1974 год 1
●........ Ту-22К №64 – 1 аэ 203 тбап, на начало 90-х
●........ Ту-22Р №65 – 2 аэ 290 одрап
●........ Ту-22К №65 – 1 аэ 203 тбап, на 1994 год
●........ Ту-22П №66 – 2 аэ 290 одрап 1
●........ Ту-22Б №66 – 203 тбап, был во второй половине 60-х, позже заменен на Ту-22К с таким же б/н (?)
●........ Ту-22К №66 – 1 аэ 203 тбап
●........ Ту-22.. №66 – учебное пособие в Челябинском ВВАУШ, а/д Каменск-Уральский 1
●........ Ту-22РД №67 – 2 аэ 290 тбап, на 16.03.1987
●........ Ту-22К №67 – 1 аэ 203 тбап, был на 1994 год 2
●........ Ту-22Р №68 – учебное пособие в РКИИГА, порезан в начале 90-х 1
●........ Ту-22К №68 – 1 аэ 203 тбап, на начало 90-х
●........ Ту-22РД №69 – 2 аэ 290 одрап
●........ Ту-22УД №69 – 1 аэ 203 тбап 1
●........ Ту-22К №70 – 2 аэ 203 тбап 1
●........ Ту-22У №70 – 15 одрап 1
●........ Ту-22К №71 – 2 аэ 203 тбап, утилизирован в Энгельсе 1
●........ Ту-22К №72 – 2 аэ 203 тбап
●........ Ту-22Р №74 – 199 одрап, далее №24
●........ Ту-22КП №74 – 2 аэ 203 тбап, отправлен на разделку в Энгельс, оставлен как памятник на КПП в/ч в Энгельсе 1
●........ Ту-22К №75 – 2 аэ 203 тбап 1 2
●........ Ту-22УД №75 – 199 одрап, в 1979-1980 годах передан в 290 одрап 1
●........ Ту-22Р №76 – 3 аэ 290 одрап
●........ Ту-22Р №76 – 199 одрап
●........ Ту-22Р(П) №78 – 3 аэ 290 одрап
●........ Ту-22К №78 – 2 аэ 203 тбап, утилизирован в Энгельсе 1
●........ Ту-22Р №79 – 3 аэ 290 одрап
●........ Ту-22УД №79 – 2 аэ 203 тбап 1
●........ Ту-22Р №80 – Зябровский УАЦ(?) 1
●........ Ту-22КП №80 – 2 аэ 203 тбап, утилизирован в Энгельсе 1 2 3
●........ Ту-22У №80 – 15 одрап
●........ Ту-22К №82 – 2 аэ 203 тбап, в 1994 году передан в Энгельс 1
●........ Ту-22ПД №85 – 3 аэ 290 одрап 1
●........ Ту-22Р №86 – 15 одрап, передан в конце 1987-88-го в 30 одрап;
●........ Ту-22П №86 – 3 аэ 290 одрап 1
●........ Ту-22Р №89 – 15 одрап, передан в конце 1987-88-го в 30 одрап;
●........ Ту-22УД №90 – 15 одрап, «в 1984 году уже стояла: "после кап.ремонта (её разболтало в воздухе и из-за больших перегрузок более 7 единиц, фюзеляж пошел гофрами), облетали, но так как она стала летать "раком" – к полётам не допускалась. И в один прекрасный момент – её спалили по плановым тренировкам пожарных города. Технари даже не знали об этом и не успели поснимать оборудование. Спалили полностью укомплектованную спарку.» 1
●........ Ту-22Р №91 – 199 одрап, авария 12.04.1978 (КК м-р Михалев, ШТ Кудрявцев, ОП-Р Кагукин, п-н Повурский)
●........ Ту-22Р №92 – 15 одрап, катастрофа 14.07.1982;
●........ Ту-22У №60 – 199 одрап, далее №95, далее №03, авария 12.08.1986 (КК м-р А.В.Гарченко, инструктор п/п-к В.В.Воробьев, ШК к-н А.И.Ушенко), посадка самолёта с не полностью выпущенными шасси, на «брюхе» выкат за ВПП 1
●........ Ту-22Р №96 – 15 одрап, в 1987 году передан в 30 одрап, где и закончил службу, утилизирован в 1995(?) году 1
------------------------ ------------------------- ---------------------------------- -----------------------------------
 
Эксплуатанты Ту-22:

◙ 43 цпб и плс ДА (в/ч 74386)(Дягилево) – Ту-22Б,П,У (в 1967 году на аэродроме находились 7 Ту-22У)

◙ 8 ГНИИ (в/ч 18374)(Ахтубинск) – Ту-22Р

◙ 15 одрап ВВС БФ (в/ч 49206)(Чкаловск) – Ту-22Р,П – с 1962 по 06.1989
Полк закончил эксплуатацию Ту-22 в июне 1989 года и пересел на Су-24, всего ВВС БФ и ЧФ получили около 80 Ту-22. Уцелевшие борта были переданы в Саки,Зябровку и Нежин.

◙ 30 одрап ВВС ЧФ (в/ч 56126)(Саки-4) – Ту-22Р,П,У – с 1965 по 1993 (24+8 – на 1989?)
Полк начал переучивание на Ту-22 в мае-июне 1965 года. Так продолжалось вплоть до 1967-го включительно. Полёты постоянно запрещали, так как в это время посыпалась череда аварий и катастроф 22-х. С 1965 по 1979 в полку были три АЭ на Ту-22:
1 АЭ (65-79гг): 50(Р), 51(Р), 52(Р), 53(Р), 54(Р), 55(Р), 56(Р), 57(Р), 58(Р), 59(Р), 60(ПД,РМ-? с Резедой ???). Все почему то говорят,что это были самые старые машины- "бомберы"-???)
2 АЭ (65-79гг): 10(РД), 11(РД), 12(Р), 14, 15(Р), 16, 17Р, 18(Р), 19
3 АЭ (65-79гг): 20(ПД), 21(Р), 22(ПД), 23(ПД), 24(Р), 25(Р), 26(ПД ), 27(ПД), все самолеты ПД получены с Казанского завода, 04(У), 09(У).
В 1979 году из за потерь в технике 3 АЭ стала 2-й АЭ, а вновь образованную 3 АЭ посадили на Ту-16. Первая спарка Ту-22У №06 получена в 1965 году.
В 1989-1990 годах из 15 одрап были переданы десять Ту-22, в числе которых: Ту-22Р №86, Ту-22Р №96, Ту-22Р №10, Ту-22Р №43, Ту-22Р №89.
После сокращения 30-го одрап, 30.12.1993 на базе полка была сформирована 198 одраэ. Командиром был назначен п/п-к Повечеровский Олег Николаевич (последний год он был зам. командира АП), его замом назначили Кулика Ю., начальником штаба - Кардаш Г., штурманом - Политов А., замполитом - Липатов Л., нач. разведки - Энзель, нач. ВТП - Неводничий. В ОДРАЭ было 12 экипажей. В БИЮК (а/д Октябрьское) полк ушел в составе 2-х аэ на Ту-22 и 3-й аэ на Ту-16. 31.08.1995 одраэ была сокращена. Полк принадлежал России до последнего дня.

◙ 199 одрап (в/ч 13656)(Нежин) – Ту-22Р,РДК (1 аэ),П,У – с 1965 по 1998 (26 – на 1989)
Состав на начало 1995-го: 10(?) Ту-22Р, 1 Ту-22РДК, 3 Ту-22ПД, 4 Ту-22УД. Последний полк использовавший Ту-22 до июля 1998-го, до 2001 года все украинские Ту-22 утилизировали.

◙ 290 одрап (в/ч 65358)(Зябровка) – Ту-22Р,РДМ (1 аэ),П,У – с 1964 по 1994 (29 – на 1989)
«В 290-м полку были номера №60 – №69 (1 аэ), №70 – №79 (2 аэ), №80 – №90 (3 аэ). Во второй половине 80-х годов (предположительно в 1986 году) самолёты сменили бортовые номера на №11 – №19 (1 аэ), №21 – №29 (2 аэ), №31 – №39 (3 аэ). №40 – №45 Ту-22У и Р были в УАЦ.
Наличие АТ на 1984 год: Ту-22Р (21), Ту-22П (3), Ту-22У (6), Ту-134УШС (1)
Наличие АТ на 08.08.1991: Ту-22Р (8 Р, 12 РДМ + 3 Б в УАЦ), Ту-22П (4), Ту-22У (5 + 3 в УАЦ), Ту-134УШС (1)

◙ 121 тбап (в/ч 15486)(Мачулищи) – Ту-22К,КП,П,У – с 1965 по 1994 (34 – на 1989)
С 1988-го по 1991 год из-за ремонта ВПП полк временно находился в Барановичах. Эмблема полка – орёл (скопированный с Севастопольского памятника погибшим кораблям), в лапах которого щит с российским триколором и цифрами «121» 1

◙ 203 тбап (в/ч 26355)(Барановичи) – Ту-22А,Б(с 1962),К(с 1966),КП,П(с 1969),У – (32 – на 1989)
Машины полка несли эмблему в виде орлов с георгиевской лентой в когтях на бортах 3 аэ (работали в Афганистане) 1

◙ 341 тбап (в/ч 27882)(Озёрное) – Ту-22К,КП,П,У – с 1965 по 1997 (32 – на 1989)
В 90-е переименована в 18-ю АБ (?). Состав на начало 1995-го: 12 Ту-22К, 6 Ту-22КП, 3 Ту-22У. Машины полка несли эмблему в виде дракона), в середине 90-х самолёты перегнали для утилизации на а/д Белая Церковь, 02.04.1996 совершён последний перелёт двух бортов на 148 АРЗ (а/д Белая Церковь) 1

◙ 303 тбап (Завитинск) – Ту-22К
В последний момент отменили переоснащение на Ту-22, экипажи уже были обучены, успели поставить пару Ту-22К. Полк должен был оперировать на тихоокеанском ТВД. Причина не известна (требование ГШ).

◙ УАЦ (в/ч 65358-У)(Зябровка) – учебный авиационный центр – Ту-22Р,У
«Приблизительно с 1986 года УАЦ стал как бы отдельной единицей с приставкой У, подчиняясь непосредственно Москве. Тогда же произошло и переименование бортов. Одно можно сказать точно: в Энгельсе разделывали самолеты с номерами на 40 из УАЦ»

◙ 6212 блат (в/ч 25855)(Энгельс) – утилизация Ту-22 (1993-200?)
На 2000 год имелось 92 Ту-22 разных модификаций (требуется подтверждение).

Ирак – с начала 1974 – Ту-22Б+УД (10+2) 1 2 3
7 Sqn – Al-Taqaddum AB
В войне с Ираном в 1980-1988 годах потеряли около 7-ми машин, остальные уничтожены бомбардировками НАТО в январе 1991 года. Данные от одного из бывших наших инструкторов в Ираке: на 1984 г.(?) спарки: № 08,09. Боевые: № 11,12,14,15,16,17,18. 1 2 3

Ливия – с лета 1976 – Ту-22Б+УД (8+1), Ту-22Б – экспортный вариант, как и для Ирака переоборудовался из строевых Ту-22Р 1
1110 Sqn – Al-Jufra/Hun AB – первоначально эскадрилью разместили на авиабазе на берегу Средиземного моря, километрах в пяти от Триполи. Но из-за морского климата, техника стала энергично коррозировать. Тогда ливийское правительство решило построить авиабазу в пустыне. Место выбрали примерно в тысяче километров на юг от Триполи, в оазисе Эль-Джофра. Туда же перевели и командование ВВС. Советские инженеры и рабочие по советскому же проекту воздвигли шикарнейшую авиабазу, какой и в СССР не было. Встречаются утверждения, что с апреля 1979 года советские пилоты использовали Ту-22 ливийских ВВС для отслеживания действий западных флотов в Средиземном море. Ливийские Ту-22 участвовали в войне Уганды с Танзанией (1978-1979), в гражданской войне в Чаде (1980-1981), в чадско-ливийском конфликте (1981-1987). По неподтвержденным данным, две машины были сбиты (одна – ЗРК «Куб», вторая - ЗРК «Hawk»).
 
Последний раз редактировалось APKAH; 28.11.2013 в 22:27