(ранее: Опытный Завод №30, Завод №458, Опытный Завод №1 (ОПЗ-1), Завод №256, ДМЗ)  

 

141980 МО г.Дубна ул.Жуковского, 2, т. (809621) 25567, 51414  

 

Проектирование завода опытного морского самолетостроении нач. в 1930г. Первоначально пл. выбрана в г.Таганроге. В 1931г пл. перенесена в г.Ейск, в 1932г - на Переяславское озеро, в 1933г - в г.Казань, в 1934г - в Раменский р-н М.О. Окончательно строительство утверждено около Иваньково (Московское море) в 1935г. и началось в 1937г. Завод разместили на площадях мастерских гидроузла на левом берегу Волги у д. Подберезье. Официально завод вступил в строй уже 10.7.39г. С .7.40г. завод передан в систему 1ГУ НКАП. Первым дир. завода был И.Г.Загайнов, далее Я.К.Руденко (с .7.40г.).

 

При заводе в довоенные годы действовало несколько ОКБ. Среди них ОКБ гл.к. А.П.Голубкова, ОКБ гл.к. П.Д.Самсонова, ОКБ гл.к. И.В.Четверикова. На заводе шло пр-во морских с. МДР-5, КОР-2 (Бе-4), МДР-6 (Че-2), МДР-7.

 

В соотв. с прик. №1110сс от 11.11.41г. завод №30 (10ГУ) был эвак. в г.Омск на пл. складов УГМР, переданных заводу №29 НКАП (планир. эвак. в г.Чкаловск Горьковской обл. на Судорем. завод им. Ульянова-Ленина НКреч.флота). Часть оборуд. и личн. состава переданы заводу №25 НКАП (в к.41г.). Коллектив и мощности постоянно были на колесах, завод не мог вступить в строй. В ноябре 1941г. эшелоны направлены в Москву. Мощности и личн. состав завода переданы (по прик. №1170сс от 18.12.41г.) для формирования новых  завода №23 НКАП и завода №30 НКАП.

 

На освободивш. площадях в Иваньково в соотв. с прик. НКАП №372с от 11.5.42г. образован оп. завод морского самолетостроения №458 в сист. 7ГУ. Тем же приказом определен перевод (возвращение) на новый завод ОКБ гл.к. И.В.Четверикова (назначен гл.к. и дир. завода). Одновременно с восстановлением разрушенных цехов, завод производил сборку серийных гидросамолетов-бомбардировщиков (достройка 5-ти экз. с. Че-2), собирались самолеты Як-6 из задела завода №292, шла доработка истребителей Як-3 и "Спитфайер" под катапультный взлет. ОКБ И.В.Четверикова разрабатывало новые типы гидросамолетов Б-3, Б-4, Б-5, Т-2. В 1944-45г. на заводе под руководством И.В.Четверикова разрабатывались и изготовлялись оп. образцы катапульты (копия немецкой) для снаряда типа "10Х" ( по заданию завода №51 НКАП). В к. войны на завод было возложено тех. руководство и подготовка тех. док. по восстановлению двух нем. самолетов "Арадо-234" с 4хБМВ-003 для ЛИ. Кроме того шел восстановительный ремонт самолета "Арадо-234" с 2хБМВ-004. С 3.46г. гл.к. И.В.Четверикову задано разработать и построить бомбардировщик с 4хБМВ-003 и пассажирский самолет-амфибию с мотором АШ-21. В середине 1946г. испытывались последние модификации самолета МДР-6Б.

 

Для продолжения опытных работ по приказу №657 от 13.11.44г. на территорию завода №458 переведено ОКБ-31 гл.к. В.П.Горбунова и В.П.Горбунов назначен нач. ОКБ-31 при заводе №458. В 1946г. ОКБ-31 при заводе №458 ликвидировано. Коллектив влился в ОКБ И.В.Четверикова при заводе №458 и ОКБ-301 НКАП.

 

Завод действовал под данным номером до середины 1946г, когда на его базе организован по пост. СМ №874-361 от 17.4.46г. опытный завод №1 МАП (ОПЗ-1) специально для организации работ по реактивным самолетам немецких проектов. По прик. №432 от 5.7.46г.) в гл.к. ОКБ И.В.Четверикова с личн. составом (ок. 100 чел.) и оборуд. переведено в г.Ленинград на пл. №2 завода №272 МАП.

 

Являлся базой немецких ОКБ-1 и ОКБ-2 в системе Особого отдела МАП.

 

В ОКБ-1 работали  немецкие спец. в основном из бывш. фирмы "Юнкерс". Нач. КБ - Н.М.Олехнович, гл.к. - Бронольф В.Бааде, зам. гл.к. - П.Н.Обрубов. Бюро включало самолетный и двигательный отделы. Проводились работы по завершению строительства реактивного бомб. "Юнкерс-131" (ЕФ-131) с 6хЮМО-004, завершению разработки дальнего реактивного бомб. "Юнкерс-132" с 6хЮМО-013, а также работы по постройке реактивного штурмовика "Юнкерс-126" с ПуВРД ЮМО-226 "Аругус". Шли работы по штурмовику ЕФ-126, бомбардировщику ЕФ-140 на базе ЕФ-131, разведчику "140-Р", разведчику/бомб. "140 Б/Р" и бомбардировщику РБ-2. Последней работой ОКБ-1 был бомбардировщик "150".

 

ОКБ-2 создано из специалистов самолетостроительной фирмы "Зибель". Начальник КБ Н.Н.Власов.  Гл.к. - Гайнц Рессинг, зам. гл.к. А.Я.Березняк. Основной задачей ОКБ-2 было проведение работы по завершению проектирования экспериментального реактивного самолета "Зибель-346" (или просто "346") с ЖРД "Вальтер" 109-509. Двигательный отдел КБ кроме ЖРД для "Зибель-346" разрабатывал двигатели Вальтер 109-510, БМВ-3395, БМВ-33902. Кроме того в 1949г. на основе полученного опыта разработан проект скоростного истребителя "486" с ЖРД.

 

Дир. завода с 4.46г. по 9.47г. был В.И.Абрамов, далее с 9.47г. дир. назначен С.Л.Ребенко.

 

Деятельность немецких ОКБ не принесла весомых результатов. С 1950г. по 1953г. в несколько этапов большинство немецких специалистов было отправлено в Восточную Германию. Лишь небольшая часть из немецких специалистов (в т.ч. Б.Бааде) переведена в 1953г. в пос. Савелово на завод №491 МАП. Сюда же попали специалисты из других немецких ОКБ.

 

Завод передан под опытное ракетостроение и в 1953 году получил название завод №256 МАП. Являлся опытной базой ОКБ-2-155 гл.к. А.Я.Березняка (см. МКБ "Радуга") и с 1955 г. - ОКБ-256 гл.к. П.В.Цыбина. В ОКБ-256 проводилась разработка беспилотного бомбардировщика "РС" (с 55г.), самолета-разведчика "РСР" (с 56г.), модели НМ-1 (аналог "РСР"), снаряда "РСС". В 1959г. выпущен эскизный проект воздушно-космического  аппарата "ПКА". В этом ОКБ под руководством В.Б.Шаврова выполнен проект разведывательного самолета "РГСР". В 1960г. основной состав ОКБ-256 объединили с ОКБ-23 МАП. Площади на заводе №256 переданы гл.к. А.Я.Березняку.

 

В разное время на заводе №256 шло серийное пр-во различных КР, в т.ч. "КС", С-2 ("КСС"), ФКР-1, П-15, К-10, Х-20, П-7, Х-22 и др. В 60-е годы на заводе освоено изготовление планера истребителя-перехватчика МиГ-25.

 

В 1970-79 гг. на заводе работал Филиал ММЗ "Зенит". Велись работы по постройке аналогов космического аппарата "ЭПОС". Рук. филиала назначен П.А.Шустер. Завершалась сборка аналога 105-11, с 1971г. началось изготовление аналога 105-12, а также экспериментальной партии изделий. К 1979 г. работы по теме "Спираль" и изд.105 завершены ввиду проведения разработок по принципиально новому типу воздушно-космического самолета - "Буран" (в НПО "Молния").

 

С 30.04.1966г. завод получил наименование Дубнинский машиностроительный завод (ДМЗ), с 19.06.1972г по 07.09.1978г. именовался Дубненское производственно-конструкторское объединение "Радуга" (объединен с МКБ "Радуга"), с 07.09.1978г. по 12.05.1982г. - Дубненское производственное объединение "Радуга", с 12.05.1982г. Дубненский машиностроительный завод. В 1994г. произошло выделение МКБ "Радуга" в самостоятельное предприятие и завод получил название АООТ "ДМЗ" (Акционерное общество открытого типа "Дубненский машиностроительный завод").

 

В настоящее время к авиационным работам завода относятся: двухместный пилотажно-акробатический самолет Су-29, многоцелевой самолет "Дубна", самолет-амфибия Р-50 и другие образцы легкой авиации.

 

Предприятие с 2000 г. возглавляет В.А.Щецов.

 

Радуга, Машиностроительное КБ, ГП  

(ранее: Филиал ОКБ-155 на заводе №256, ОКБ-2-155 завода №1, ОКБ-256, ДПКО "Радуга")  

141980(140160) г.Дубна МО, ул.Жуковского,2а, т.(09621)5-16-39, 5-13-67  

С .12.1946г.  А.Я.Березняк работал на Опытном заводе №1 МАП (см. Дубнинский машиностроительный завод, АООТ "ДМЗ") заместителем гл.к. в ОКБ-2 гл.к. Г.Рессинга. Велись работы по экспериментальному самолету с ЖРД "346" и опытному истребителю "486". В связи с прекращением использования немецких специалистов ОКБ-2 группе советских специалистов, работавших по с. "486", было предписано переехать в Новосибирск. Но случай изменил судьбу коллектива. В виду начала организации серийного производства  реактивного снаряда "КС" А.Я.Березняку было предложено заняться доводкой нового изделия. В соотв. с прик. №1010 от 12.10.51г. мощности и советские специалисты коллектива ликвидированного ОКБ-2 стали основой вновь сформированного ракетостроительного ОКБ-2-155 завода №1 - филиала ОКБ-155 МАП. Рук. назначен А.Я.Березняк.

Первоначально состав коллектива был небольшим (всего 20 чел.) среди них М.Н.Гальперин, А.Н.Елецкий, Б.Д.Иванов, Г.К.Самохвалов, К.Н.Субботин, Б.В.Куликов, Л.Н.Боголюбский и др. На коллектив была возложена работа по обеспечению серийного производства, по доводкам и испытаниям, а также дальнейшей модификации крылатой ракеты "КС".

Далее при реорганизации завода №1 в завод №256 и ввиду передачи сюда опытных работ по тематике КР, проводившихся в ОКБ-155 и его московском филиале (на территории завода №51 МАП), образован филиал ОКБ завода №155 на заводе №256 МАП (в соотв. с прик. №155 от 31.10.53г.) как специализированная организация по разработке КР различных классов. В .10.1953г. А.Я.Березняк назначен зам. гл.к. и начальником филиала. В конце 1953г. часть советских специалистов закрытого "немецкого" ОКБ-1 этого завода влита в состав филиала (в т.ч. П.Н.Обрубов). В КБ шли доработки отдельных узлов, испытания,  отработка и внедрение в серийное пр-во ракеты "КС" (сдана на вооружение в 1953г.).

Далее (до к. 50-х гг.) на филиал возлагались работы по модификациям КР, созданным в ОКБ-155 и самостоятельные работы по КР не авиационного базирования. Велось строительство опытных образцов КР "16Х" (работы достались от ОКБ-51 В.Н.Челомея). С 1954г. началась разработка КР наземного базирования КС-7 (ФКР-1) "Метеор", с 1955г. - корабельной КР П-15 и ее вариантов (П-15Т, П-15У, П-15М). В 1956-1957гг. на заводе построены опытные экземпляры модификации ракеты КС с ТГС - КС-ТГ, а в 1957-1958 г. - КСС-ТГ. Разработаны ракеты С-2 "Сопка"  и имитатор МиГ-17 СДК с системой "Рубикон" (К-4).

По приказу №101 от 19.3.1957г. А.Я.Березняк назначен гл.к. филиала ОКБ-155 на заводе №256. и сам филиал получил большую самостоятельность по проведению работ. С .8.57г. филиал передан в 1ГУ МАП.

В 1959г. филиалу ОКБ-155 передана часть мощностей и личного состава ОКБ-256 гл.к. П.В.Цыбина. По прик. №159 от 12.5.1961г. А.Я.Березняку присвоено звание гл.к. II степени.

В соответствии с прик. МАП №118 от 10.6.65г. принято решение о выделении филиала в самостоятельную конструкторскую организацию ОКБ-2-155 во главе с гл.к. А.Я.Березняком. Тем же приказом образован филиал ОКБ на заводе №475 (в 50 чел.) для сопровождения серийного производства КР. Вскоре в .4.1966г. ОКБ получает название МКБ "Радуга". С .4.1967г. А.Я.Березняк становится гл.к. и рук. предприятия.

Вся деятельность предприятия была связана с работами по созданию ракетного управляемого оружия. Коллективом созданы ракеты: К-10Р (59г.), "КСР" (57г.), К-10С (58г.), К-10 (59г.), КСР-2 (59г.), Х-20, Х-20М, Х-22 (работы в 1962-67г.), КСР-5 (К-26, работы в 1962 - сер.60-х гг., сер. пр-во началось в 1967г), КСР-5П (принята на вооружение в 1972г.), Х-28 (сер. пр-во начато в 1971г.), В последние десятилетия созданы ракеты различного класса: 3М80, Х-58, Х-58М, Х-59, Х-59М, Х-55, Х-55СМ, Х-15, Х-15П, Х-15С, Х-65 (Х-65СЭ), Х-101 и ряд опытных изделий. Коллективом разработаны противолодочные ракеты "Метель", "Раструб" и др.

В 1972-82гг. МКБ было объединено с ДМЗ в Дубненское производственно-конструкторское объединение "Радуга" и, далее, в Дубненское производственное объединение "Радуга".

В 1974г. гл.к. МКБ "Радуга" становится И.С.Селезнев.

С 1982г. самостоятельное МКБ "Радуга". В настоящее время - Государственное предприятие "Машиностроительное конструкторское бюро "Радуга". Готовится вступление в составКорпорации "Тактическое ракетное вооружение".