Вспоминает командир 3 АЭ 203 гв.тбап п/п-к Басаргин Э.Н.

Я уже был командиром 3 АЭ. Нам, в эскадрилью дали Манышева Серёжу. Он пришёл лейтенантом вместе с Опариным. Мы говорим:

- Да куда? Их же готовить надо, вывозить! У нас же план боевой подготовки есть! Всё уже распланировано.

 

И тогда создали здесь специально освобождённую от всех обязанностей по полётам на боевую подготовку группу инструкторов – командиров отрядов. Журавков (Валентин Андреевич, п/п-к, зам ком 203 тбап по л/п) у них был командиром. 

 

И они начали работать по своему плану. Как школа переучивания. Сколько их было там не знаю точно, но готовили не только их, а прислали из других полков. Примерно, 9 человек было.

 

Им самолёты выделили из каждой АЭ. У них был свой распорядок. Своя предварительная и проч. Летали они не в один день с нами. А если и в один, то мы летали в ночную смену, а они с утра пораньше.

 

Вот их возили. Нормально. Вывезли. Наш Манышев вылетел самостоятельно.

 

Манышев. Судьба самолёта 52

 

Итак, экипажа нет. Один лётчик. Лишний был, как сверхштатный. Я ему свой, 52, самолёт дал:

- Будешь тренироваться.

 

Это был 1975 год.

 

Алексахина с Демидовым планировал с ним.

 

И он чуть не убил их, сам не убился и самолёт разломал. В скором времени. Зазнался. Короче говоря, освоил. Уже заходил под колпаком. На Ту-22 колпак – это шторки металлические. Может открыть штурман, а могу и сам. У штурмана была кнопка. Нажал и они автоматически сразу открываются.

 

Вот они летали. Второй полёт, по-моему, за смену он делал. Заходил в закрытой кабине. Тренировался. А он к тому времени полетал не много. Уже полётов 15 самостоятельно.

 

Шторки надо открывать хотя бы над дальним приводом, где высота 250м, или раньше немного. А он почти  до торца ВПП или до ближнего привода! Какой я! Зайду под колпаком!

 

Как там у них получилось? Алексахин понял, что он ещё не открылся. Они уже дальний прошли. Он нажал кнопку свою.  Шторки у лётчика открылись. Полоса тут, а он мимо! Метров может, 50, может 100.

    Алексахин Борис Иванович, штурман 3 АЭ 203 гв.тбап

Ну, уйди на второй круг! Дай газ, форсаж не включай, потихоньку. На этой высоте спокойно бы ушёл.

 

А он решил садиться. Начал доворачивать. Видит, что не попадёт уже. Потому, что высота малая, не получится. И он кричит Алексахину:

- Уходим на второй круг.

 

А куда уже? Низко!

 

А тот:

- Не уходи, не уходи!

Потому, что боится.

 

И он тогда другое решение принимает. Убирает газ и садится на полосу. Без шасси!

 

Шасси-то - он, когда на второй круг дал команду: «Ухожу на второй круг» - сразу убираются. Он поставил на уборку, а потом решил садиться. Шасси уже полуубрались. Закрылки, конечно, убрались. И он так и сел с полувыпущенными шасси. Они почти в гондолу уже ушли. И на полосу.

 

И как пошёл по полосе бетонной! А в конце …

 

Колёса всё же не давали ему сразу коснуться, какую-то нагрузку на себя приняли.  Не стесал он ни гондолы, ничего. Но он выкатился, потому, что парашютов нет. Он идёт, а скорость всё же 300 км/час! Вес какой!

 

Он выкатился за полосу. А там стояла тумба АТУ. Улавливатель для истребителей, сетка. Для наших самолётов эта АТУ … в общем, ничто!

 

Сетка и тумбы чугунные такие, где накручивается трос подъёмника сети, чтобы тормозить истребители. Тумбы огромные.

 

Если самолёт попал бы на тумбу фюзеляжем, то их бы не было, сгорели! А штурмана бы сразу раздавило. А он плоскостью. Плоскость отлетела сразу, оторвало её. Посадка была по направлению на АРЗ, курсом  42.

 

Вылезли. Живы.

 

Продолжение полёта Манышева 

 

 Самолёт всё же, конечно, денег стоит.

 

Куда его? Всё, на списание?

 

Прилетел Бирюков (командир 22 гв. тбад, полковник). Побеседовал с ним, потом со мной. Разбираться начали. Я давно уже был комэской. Бирюков сказал:

- Восстановите самолёт – происшествие не будем оформлять. Надо, чтобы самолёт восстановили.

 

Самолёт 52. Плоскости нет. Фюзеляж сам и в нём побито всё. Нивелировка нарушена. И многое другое. Инженеры дали обещание:

- Да, восстановим.

 

Его вытаскивали из болотины этой несколько дней. Полётов не было. Ничего. Ну и что? Договорились с танкистами. Прислали тягачи – танки без башни – огромные такие. Зацепили тросами. Начали тянуть. Пообрывали тросы.

 

В конце концов подложили технические подушки, надули, подняли самолёт и выпустили шасси. И тогда уже потихоньку вытащили. Хорошо, что снесли только ОЧК, по гондолу шасси. Поставили его в ТЭЧ ап на специальную стоянку.

 

И начали разбирать всё. Потихоньку потихоньку. Это ж сколько труда надо было всё это разбирать!!!  А людей лишних нет. Приходилось отрывать за счёт других и задерживаться. 

 

Потихоньку разобрали. Продефектировали:

- Где брать запчасти будем?

- Плоскость где брать?

 

На казанский завод поехали. Стали заказывать и нарочным присылать! Надо, чтобы серийные и партийные номера агрегатов самолёта и конструкции фюзеляжа совпадали. На заводе выпуск самолётов происходит уже серийный. По пять самолётов в одной серии. Идёт усовершенствование конструкции. Детали совершенствуются. Бывает, что взаимозаменяемости не получается. А тут требуется агрегаты и детали  только такой серии и конструкции, какая была у этого самолёта.

 

В общем, там всё длилось очень долго. К осени привезли нужную плоскость. Её подогнали, смонтировали. Привели фюзеляж в исходное положение.

 

Приехал какой-то специалист из Казани. Скорее всего, прочнист. Всё прошёл, посмотрел, поглядел. Выставил теодолиты. Снял нивелировочный реестр состояния реперных точек согласно нивелировочному паспорту самолёта.

 

В конце концов он говорит:

- Я не могу подписать акт допуска самолёта.

И уехал. Это был 1976 год.

 

Всё на этом и кончилось. Самолёт ещё постоял. Может, месяц, может чуть больше.

И как начали его разбирать! Кто чего!

 

Запчастей не хватало. И они нужны бывали всегда срочно! Раскромсали его. Планер остался немного целый. А внутреннюю начинку повытаскивали всю. Так, что самолёт исчез.

 

А потом и планер. Прислали курсантов какого-то прибалтийского технического училища, чтобы планер перевезти на свой учебный аэродром. 

Это был Скултэ - учебный аэродром Рижского высшего инженерного авиационного училища им. Я. Алксниса. После развала СССР самолёт был отправлен в металлолом (прим.АК).

Сергей Дмитрич Манышев получил назначение в 200 гв. тбап. НШ 3 АЭ. 02.11. 2022 отметил своё 75 летие. ( прим. АК)