Самолёт Ту-22П с/н 0405

 

Командир 3 АЭ 203 гв тбап гв.п/п-к Басаргин Эдуард Николаевич

вспоминает об этой катастрофе

 

 

Катастрофа экипажа Пирожкова Альберта Валентиновича

 

ЧП у Пирожкова. Вообще! Убили человека, угробили самолёт. Самолёт, как говорится, шут с ним, ещё сделают.

А человека убили. Он же лейтенантик совсем!

 

Молодой лейтенант-штурман приехал. Из Челябинского училища. Мы его ввели в строй. С Демидовым. Несколько полётов сделал уже.

 

Экипаж был Пирожков, Серёгин, Лахно Женя. И тут поступает команда. Долгих придумал шоу. Похвалился кому-то. Что вот полк. Стоит 25 штук боевых самолётов Ту-22:

- Лётчики настолько подготовлены, что даю команду и через 15 минут на этом аэродроме не будет ни одного самолёта. Я гарантирую.

 

Даже, если нанесли удар, летят на нас ракеты. Но на аэродроме никого уже нет. Пусть летят. И придумал. Начали тренироваться. Взлёт с 30 секундным интервалом. Т.е. один пошёл, через 30 сек второй, третий… 25 самолётов на 30 сек будет 12,5 мин.

 

Но это же гладко на бумаге. Никогда так не делали. С 30 сек интервалом взлетали. Когда строями летаешь. Это один-два самолёта. Сами вырулили. Один пошёл и через 30 сек другой. А тут же 25! Старт занимать каждые 30 сек. Начали тренироваться.

 

Сперва не получалось. Строго с секундомером на старте стояли – следили. Каждого записывали. Кто – что - как. В общем, летали почти каждый день. Если погода была. Взлетали 25 штук. Шли по небольшому маршруту, часа 1,5 – 2 максимум. Шли в плотном порядке. Это 8 отрядов плюс один. 

Когда взлетели с 30 сек интервалом, тут уже никого и ничего догонять не надо. Следующий, который взлетел, тоже пристраивается. Отряд шёл в пеленге. Правом. Три самолёта. За ним следующие три самолёта. В пеленге. За ними следующие. И вот эта колбаса шла по маршруту. Потом приходит. В районе третьего распускается. По очереди заходит и садится.

 

Ну, тяжело было, конечно. Особенно выдержать строй, болтанка. Шли близко. Опасно.  Не каждый лётчик пилотировал так. А строем тоже тяжело. Управление-то тяжёлое. Тренировались, тренировались.

В конце концов всё  получается. Чётко взлетали каждые 30 сек. И садились тоже один за одним. Если на второй круг уходил, то жди уже последнего. Никуда не вклинишься. Все идут плотно один за одним.

Короче говоря, у Пирожкова самолёт был с бортовым номером 55. По боевому расчёту его самолёт и его экипаж. Штатный. У него был штурман – Серёгин Борис Петрович. Он закладывал. И он частенько на полёты приходил или с бодуна крупного, или даже выпивал, бывало.

Серёгин был уже в возрасте. Пожилой. Раньше он уже катапультировался на Ту-22. В зоне. Был такой лётчик в этом полку – Занудный Гена. Они летели в зону, и у них в кабине загорелся блок радиоаппаратуры.  И так он загорелся, что задымил кабину всю. Сгорела электропроводка. Сильно горело. А это было ночью. Они начали паниковать. Что делать!

 

Полная кабина дыма. Ничего не видно. Никто не знает, дал ли команду Занудный или не давал, но этот Серёгин  сбросил люк и катапультировался. Высота большая. Приземлился в лесу. Его нашли. Более-менее нормально. Привезли.

 

После этого он начал выпивать. И вот, когда надо нам было выполнять последний тренировочный полёт,  Серёгин не прибыл.  Видно, крепко выпил и решил вообще не приходить. А где его искать, члена экипажа, тем более, штурмана?!!

 

А тут этот молодой, Хабаров. Лейтенант. Он уже полетал в самолёте. На маршрут ещё не летал никуда. Командир полка  разрешил посадить его в экипаж Пирожкова.

Вот эта колбаса взлетела вся. Мы прошли весь маршрут. Пришли в район третьего. Посадка была носом на АРЗ, курсом 42. Роспуск был на третьем развороте. Начали распускаться и заходить на посадку.

 

Я уже приземлился. Рулил. Подруливаю к стоянке и вдруг слышу радиообмен, что-то возбуждённое:

- Что ..что .. куда?

 

А потом слышу матом крик, а потом хрип такой:

- Ххрррр

 

А вслед за этим уже чей-то голос другой:

- Вижу два парашюта.

 

Потом ещё следующий кричит:

- Взрыв. В лесу дым. Самолёт взорвался.

 

Боже мой! Что же такое!

 

Но поняли потом, что это был Пирожков. Зарулили на стоянку. Сразу побежали все на КДП.

В общем, они катапультировались. Удачно. И Пирожков, и Лахно. А Хабаров так с самолетом вместе и воткнулся. Он по неопытности, может, и отвязался. Потому, что уже на посадку. Просто, наверно, малоопытный человек.

 

А причина очень простая. Нашли и расшифровали МСРП. Долго занимались. Тогда компьютеров не было, а калиброванные линейки могли быть не совсем точными. Инженеры сидели, высчитывали буквально часами. Ушло суток двое. Потом, сказали, что стабилизатор/штурвал у КК всё время уходил вперёд, т.е. центровка смещалась назад. Всё время. За счёт того, что из 6-го бака топливо не вырабатывалось. Насос не работал.

 

С переднего бака вырабатывалось и с 7-го тоже. В них же дежурные насосы стояли и работали постоянно. А 6-й бак как был полностью заправлен, так и остался.

 

Пока летели по маршруту этой колбасой, ему хватало штурвала, чтобы удержать его в горизонте. Хватало. И он его уже почти упёр в доску. Шли строем. На руках, естественно. Стабилизатор уже дошёл до минус одного!

Сильнейший лётчик Ту-22, гв.м-р Пирожков Альберт Валентинович

 

Вот КК догнал штурвал почти до упора и так ещё держался. Видно, в конце держался плохо. Гулял по высоте. Шли правым пеленгом, в строю отряда. Пирожков шёл вторым, а за ним шёл третий ведомый. И этот третий кричал Пирожкову:

- Что ты там болтаешься!

А в ответ:

- Заткнись!

Такие условия полёта были, что тяжело ему было обращать внимание на топливную автоматику. Некогда. Ведущий, м-р Черняев В.Т., шёл в 100-150 метрах впереди, всё внимание на него. А туда нет времени глянуть. А у него, на 55-й, шестой бак не включился просто. Так они и шли с полным баком.

  

гв. м-р Черняев Владимир Тихонович

Они шли на крейсерской скорости. Сразу два двигателя на плече метр восемьдесят – это какой момент был на пикирование! Он и помогал удерживать самолёт в строю.

 

Подошло время делать роспуск строя, убирать газ и гасить скорость.

И самолёт полез на кабрирование. Встал вертикально. Вот кто за ним шёл, видели это.  На глазах, говорят, шёл, а потом сразу, вот так, и плашмя…

 

Как раз в этот момент они катапультировались.  Причём, команды на магнитофоне на катапультирование не было!

 

КК не успел её подать. Он понял, что уже всё. Самолёт вертикально встал. Штурман самостоятельно не сообразил покинуть самолёт, без команды.

 

Но на это не особо обратили внимания. Если бы кто там конкретно занялся расследованием этой катастрофы, то шум был бы немалый, с последствиями!

 

А так, разбирались здесь сами.

Ну, схоронили парня молодого. Что ж делать!

 

Пирожков хотел продолжать летать. Прошёл комиссию. Точно причина не известна, но он больше не летал. После этого он ушёл на начальника КП полка.

 

Борис же Петрович Серёгин полетал ещё какое-то время. Потом списался. И через какое-то время, на пенсии умер.

Пьяный где-то шёл, завалился в канаву. Захлебнулся. Нашли холодным.

 

Памятник гвардии лейтенанту Хабарову Владимиру Александровичу

 

Могила и памятник находятся на старом городском кладбище в Барановичах, улица Загородная, а здание с распорядителем на ул.Декабристов 1. Очевидно, что за могилой следят родственники и однополчане.

 

Вечная память гвардейцу!