Согласно Директиве  Главного Управления  Генерального  штаба  РККА   №1/5/176353  от 20  февраля 1940г. в период с 1 марта  по 27 июня 1940г. в  г. Новочеркасск  Ростовской области  на  аэр. Хотунок был сформирован  81-й ДБАП  (Дальне - бомбардировочный авиационный полк)  на  самолетах ТБ – 3, ДБ - 3Б  и  ДБ – 3М  в  составе Управления полка  и  пяти  авиаэскадрилий.

Для  материально - технического снабжения  81 - го  ДБАП  сформированы  166 - я  Авиационная   база   и 266 - я  специальная   стационарная   авиамастерская.

Первым командиром полка назначен майор Микрюков Николай Васильевич, военным комиссаром  полка – старший батальонный комиссар майор  Исупов Александр  Филиппович,  начальником штаба - майор Кузьмин Николай Павлович. 

В итоге организационной работы,  полк был  полностью укомплектован самолетами  ДБ-3 различных модификаций в количестве 61 штуки, согласно штатного расписания.  Исправными оказались  31 самолет,  а  из  54 имевшихся  в  полку  экипажей,  только 11  были  подготовлены  для  выполнения полетов  ночью.

Основой  формирования  полка  стали  кадры  летно - технического  и   руководящего   состава   из   21-го ДБАП,    сформированного  ранее  в  Новочеркасске,  и который базировался  с  1940г.  на   аэр. Новофедоровка   под   г. Саки   в  Крыму.

Часть  экипажей  получили  от  1-го   ТБАП  (место базирования - аэродром  Шайковка  в  Калужской обл.). Прибыли  на укомплектование и  летные экипажи  из  35–го  СБАП  (аэродром  Сиверская   ВВС  Ленинградского  Военного   Округа).  

22 марта 1940г.  в полк  прибыло самое значительное пополнение -  50 летчиков-наблюдателей (штурманов), только что окончившие, 3-месячные  Кировобадские курсы  усовершенствования  летного состава. В большинстве своем это были, отобранные из войск,  молодые по возрасту командиры  взводов сухопутных войск РККА, в январе 1940г., завершившие  двухгодичный курс обучения  в 3-й  Авиационной школе  летчиков  и   летчиков - наблюдателей  в   г.  Оренбург.

Позже в полк стали прибывать на доукомплектование экипажей выпускники  Краснодарского  и Чкаловского  военных  авиационных  школ  летчиков,   1-го  Рязанского  и

2-го Ивановского высших офицерских школ ночных экипажей,  Ленинградского  и  Вольского   военных авиационно - технических   школ.

Непосредственно перед войной полк освоил самолеты ДБ-3Ф,  которые получил  от Воронежского  авиазавода   № 18.

Самолет был далек от идеала. Так, уже на взлете, летчики даже со средней подготовкой, испытывали трудности с выдерживанием направления взлета. Отсутствие автопилота и второго пилота, особенно при длительных полетах продолжительностью более четырех часов, приводили к быстрому истощению моральных и физических сил командира экипажа.

Слишком много времени требовалось на техническое обслуживание. К примеру, демонтаж кока  винта у ДБ-3Ф занимал 15 минут,  у  Ju-88K -  1-5 сек.   Монтаж  двигателя  на   ДБ-3Ф  занимал  12   часов(!),   а  на  Ju-88K  -  всего  три  часа.

Тренировочные полеты в предвоенные месяцы экипажи выполняли с запасного аэродрома в  Казачьих лагерях.

Приказом Командующего ВВС  Северо-Кавказского Военного Округа  № 0123 от  27 июня 1940г., 81-й ДБАП закончил свое формирование и включен в состав 50-й дальнебомбардировочной авиадивизии (командир дивизии полковник Лебедев С.С.) 4-го авиакорпуса (командир корпуса  полковник  Судец Владимир Александрович).  

Эта  дата  –  27  июня  1940г.  стала   Днем  образования  полка.

Несмотря на всевозможные трудности,  в  первую  очередь, со снабжением горючим, с октября 1940г., большинство экипажей полка были готовы выполнять боевые задания со средних высот в простых метеоусловиях.

Вспомним один из лозунгов тех лет: «Даешь сто тысяч летчиков!».  Для бомбардировочной авиации считалось, что главное – научить молодого человека летать и выполнять  действия по предназначению: бомбардировщиков – уметь держаться в строю и по команде ведущего освобождать машину от бомб.  Но и эта задача была чрезвычайно сложной. 

В 1940г. в ВВС КА произошло 227 катастроф и 615 аварий.  Кроме того, содержать немалый офицерский корпус летчиков, штурманов и  авиатехников на правах средних командиров,  даже для такой огромной и могучей страны,  как  Советский Союз,  было  тяжело  с  финансовой точки зрения.

Во многом поэтому, 1940 год закончился нерадостными,  и,  как  оказалось  впоследствии,  ошибочными для   Советских  ВВС  нововведениями.  

 22  декабря  1940г.,  приказом   нового   Народного Комиссара Обороны (НКО)  СССР     маршала  Советского   Союза С. Тимошенко  № 0362,  было введено в действие новое  «Положение об изменении порядка прохождении службы младшим и средним начальствующим составом ВВС  Красной Армии», инициатором,  которого  стал   29-летний  начальник Управления  ВВС   РККА генерал-лейтенант авиации Павел Васильевич  Рычагов.

Практика вне казарменного размещения летно-технического состава была признана ошибочной. В стремлении навести порядок и организованность в строевых авиационных частях, он приказал отнести весь летный и технический состав, занимающий должности ниже заместителя командира эскадрильи, независимо от имеющихся у них воинских званий, находящихся в рядах Красной Армии менее 4 календарных лет,  к категории  младшего начальствующего состава.   При этом,  все они были переведены на положение срочнослужащих с  обязательным  проживанием  в  казармах.  Правда,  за  ними сохранялись  присвоенные  ранее  воинские звания  и  должностные оклады.

Приказ отменял добровольный принцип комплектования летных школ.  Тогда в летные школы и училища впервые стали набирать  «кандидатов из числа призывников на военную службу».

Все  курсанты  военных  школ  и училищ ВВС  с  1  декабря  1940г.  стали  выпускаться  в  «высоком» воинском  звании   «сержант»,  окончившие  с  отличием  -  «старший  сержант».

Происходили совершенно дикие метаморфозы. Так, выпускники Краснодарского училища штурманов, в последние дни ноября 1940г. получили первичное офицерское звание  «младший лейтенант».  Однако  уже в феврале 1941г. им пришлось снять  с  петлиц  офицерские  кубари,   и  заменить  их  двумя сержантскими треугольниками.  Почему такие  вопиющие  случаи происходили? Нам, в наше время  трудно понять.

Офицеры,  включая  летный  состав  и  авиатехников,   с  выслугой  менее 4  календарных  лет, с 1 февраля 1941г. были переведены на казарменное положение непосредственно  в расположении своей  воинской части  дослуживать  обязательные  сроки 4 - летней службы,  установленные  тогда  для  солдат   и сержантов  срочной  службы  РККА. Ко  всему прочему,  сержантский  оклад  тогда  составлял  440 руб.,   а у  лейтенанта – 750.

Обида была столь велика, что отдельные выпускники  училищ вообще не стали размещать сержантские треугольники на своих  голубых петлицах. Ведь всем им уже красивую темно-синюю офицерскую форму пошили. Этим же приказом отменили синюю парадную и повседневную форму и,  столь любимую всем летным  составом,   вышитую  золотом  «курицу»  на  правом  рукаве  кителя  и  гимнастерки.  Были  сняты со снабжения ВВС и горячо любимые всем летным составом  длиннополые  кожаные  регланы.

Пункт 7 приказа № 0362 предписывал: «Семьи летно-технического состава,  переводимого на казарменное положение, к 1 февраля 1941г. вывести с территории военных городков.  Выселяемые семьи отправить на родину, или переселить на местные городские и поселковые жилфонды вне расположения авиачасти…».

В результате, многие семьи оказались разбиты, т.к. молодым женам пришлось уехать к родителям. Другим пришлось уйти на частные квартиры. Это был не первый тогда удар по авиации.    Лейтенантов и сержантов подстригли «под Котовского»,   и  в  приказном  порядке  переселили  в  солдатские  казармы.

В школах военных пилотов  срок обучения стал  9  месяцев в мирное,  и  6  месяцев в военное время.   В летных  училищах  срок обучения  определен: 2  года в мирное  и  1  год  в  военное время.     Впредь все выпускники  авиационных школ и училищ стали  получать  сержантские  звания.

Все эти ошибочные меры снизили политико-моральное состояние в частях ВВС, ухудшилась воинская дисциплина. Участились случаи повального пьянства, как летного, так и технического состава. Молодые офицеры были глубоко унижены и грубо оскорблены казенным своеволием «любимого наркома». Хотели сделать,  как  лучше,   а  получилось,  как  всегда.

Многочисленные комиссии выявляли у некоторых командиров и начальников ВВС откровенное пренебрежение к выполнению служебных обязанностей,  небрежное ведение документации, безответственность при  организации полетов, слабое знание материальной части. Отмечались случаи хищения казенного имущества, особенно ГСМ и  обмундирования. Большинство случаев расследования многочисленных летных происшествий спускались «на тормозах».  Даже  Нарком  НКВД  Л. Берия  отмечал среди «сталинских соколов» нетерпимое состояние воинской дисциплины. Маховик репрессий вновь был раскручен.  Только за период 1939-41гг. были репрессированы более 5000 офицеров командного состава ВВС. Еще более значительная часть отправилась на нары по результатам уголовных дел.  Многие  были уволены по состоянию здоровья.

Поэтому,  к началу 40-х гг. Советские  ВВС испытывали настоящий кадровый голод.

По  итогам  1940г. полк  проверен  очередной комиссией   Командующего  ВВС  СКВО.   Общая  оценка «ХОРОШО».

1941 г.

  В апреле 1941 г. полк  проверяла комиссия Командующего  ДБА  ВВС. По всем видам учебно-боевой подготовки получена хорошая оценка. Полк подготовлен к выполнению задач днем со средних высот строем эскадрилий,  два звена  готовы выполнять боевые задания  ночью в  простых   метеоусловиях.

 К  22  июня  1941 г. полк имел 46 экипажей, летающих только днем  и  всего 2 экипажа, подготовленных  к полетам ночью. Самолетов ДБ-3Ф  насчитывалось  61, из них – только  39  были  исправны.   С  началом войны   полк  перелетел  на  аэр. Запорожье.

На  этот  период    эскадрильями командовали:

·         1 АЭ -   капитан  Волков М.М.

(военком АЭ  ст. политрук  Татаринов);

·         2 АЭ -   ст. лейтенант   Аркатов  М.А.

(военком АЭ  ст. политрук  Гимазутдинов);

·         3 АЭ -   капитан  Рыцк

(военком АЭ  ст. политрук  Асташин);

·         4 АЭ -   ст. лейтенант  Королев

(военком АЭ  ст. политрук  Востриков);

·         5 АЭ -   капитан  Гаряга

(военком АЭ   политрук  Казаринов Ф.П.).

Боевые действия полк начал в ночь на 24 июня 1941г., когда четыре  лучших экипажа, выполняя оперативные планы вышестоящего командования, утвержденные еще до войны, взлетев с аэр. Новофедоровка (Саки)  в  Крыму,  нанесли успешный удар по  нефтепромыслам  Румынии   в  Плоешти   и  Морени   (севернее  Бухареста). 

Пройдя свыше 400 км над Черным морем экипажи  ст. лейтенанта Сомова (штурман  ст. л-нт Гололобов), ст. л-та Ситникова (штурман  ст. л-нт  Анисимов),   ст. л-та  Королева (штурман  ст.  л-нт  Дрязгин),   ст. л-та Шанаева  (штурман ст. л-нт Бондаренко)  вышли точно на цель и отбомбились по огромным хранилищам горючего. После налета были отмечены  пожары  и  вторичные  взрывы.

Впоследствии, действуя с аэр. Кировоград,  уже девятка ДБ-3Ф вновь совершила рейд на Плоешти   2  и 23  июля,  и  вернулась  на  базу  без  потерь.  

В  августе всего было выполнено 23  ночных  самолетовылетов  и  нанесены удары по различным целям в Румынии. В этот период полк имел уже 12 ночных экипажей. Больше всех ночных вылетов было на счету ст. лейтенанта Ситникова.  Преимущественно использовались  авиабомбы  ФАБ-50  и  ФАБ-100.

В соответствии с приказом №1 от  27 июня 1941 г.  полк,  действуя поэскадрильно,  девятками,  взлетев в 14.00   с  высоты  1.900 -2.100 м.,  нанес удар по мотомеханизированной  колонне  и  танкам  противника в районе  г. Ярослав-Перемышль.

В этом вылете колонну звеньев полка  вел  лично  командир  полка майор  Микрюков Н.В.  После выполнения  задания,  экипажи  без  потерь  произвели  посадку на   аэр. Федоровка  в  районе Кировограда.

Наиболее  тяжелые  потери  полк  понес  днем  25 июля 1941 г.  Тогда  8  самолетов  под командованием  капитана Волкова М.М.   бомбили колонну противника в районе дороги Острая Могила - Ставище (Киевская обл.).  В воздушном бою с 23 истребителями противника было сбито 7 наших машин во главе с командиром.   Лишь,  мл.  лейтенант  Смирнов Георгий Семенович  на  горящем  ДБ-3Ф,  смог перетянуть  через  линию  фронта  и  сесть  в   районе   г. Городище   (Черкасская   обл.  Украинской  ССР).

Уцелевший экипаж  Г.С. Смирнова, рассказывал,  как в сторону наших сбитых самолетов и спускавшихся парашютистов,  немедленно направлялись немецкие мотоциклисты с собаками в колясках. У вермахта все было поставлено по высшему разряду, в том числе и захват пленных. Всего в тот черный день не вернулись из  полета  21 член экипажа. Судьба  многих из них не известна до сих пор. Одним из тех,  кому удалось спастись, был будущий Герой Советского Союза штурман, тогда   сержант Штанев Яков Иванович,  из экипажа л-та Гирсона М.Ц.,  который погиб  в этом бою.  Нашим  экипажам  удалось  сбить  5 истребителей  противника.

Судьбы всех сбитых и попавших в плен наших однополчан, конечно же, можно установить. Ведь в Германии,  в Федеральном  Музее  г. Фрайбург,  до  сих пор хранятся карточки на пять с лишним миллионов советских военнопленных. Там же находится огромное количество кино и фотодокументов на сбитые и захваченные на аэродромах советские самолеты. Удивительно, но современные историки советской авиации, по каким-то неведомым для нас причинам, не начали изучение этих огромных залежей исторических данных.  Не думаю,  что в современной Германии,  кто-то откажет в доступе к этим архивам.

Необходимы только энтузиасты,  ну и,  конечно,  финансовые  затраты. 

Командование приняло решение установить на ДБ-3 дополнительные пулеметы ШКАС для защиты нижней полусферы.  До прибытия обученных стрелков, летать на боевые задания согласились  все  техники  и оружейники.

В дальнейшем, действуя с аэродромов Запорожья, Кировограда, удары стали наноситься в основном по мотомеханизированным войскам противника в интересах Южного фронта в районах городов  Кременчуг, Кривой Рог,  Кировоград,  Днепропетровск,  Никополь, Таганрог.

В  районе  Умани  попали в  окружение  6-я  и  12-я  советские общевойсковые  армии. Главнокомандующий  войсками  Юго-Западного  направления маршал  Буденный С.М. по  телефону ВЧ  не приказывал,  а   просил: « Полковник  Судец, войскам  Понеделина и Музыченко сейчас очень  тяжко. Сделай для них все, что можешь. Прошу тебя, пойми, как это  необходимо!»

По приказу командира корпуса,  полк, неся  огромные потери,  бомбометанием и штурмовкой,  во взаимодействии с другими  полками,  пробил коридор для вывода армий из окружения,    но  было уже поздно.

Дальнебомбардировочная авиация за первые два месяца войны понесла тяжелейшие  потери. Управления  корпусов  и  большинства  дивизий   Дальнебомбардировочной  авиации  пришлось расформировать.

50-я  дальнебомбардировочная авиадивизия (ДБАД) сохранила свой порядковый номер до конца войны, однако в августе 1941г., из ее состава пришлось из-за огромных потерь исключить и  расформировать  два полка – 231-й  ДБАП   и  289-й  ДБАП.  

Материальная часть и личный состав были направлены на пополнение,  оставшихся  в строю  дивизий,   81-го   и   228-го   ДБАП. 

18  августа 1941г.  командиром  полка  назначен  майор  Самохин Александр Васильевич,     (до этого дня  -   заместитель  командира  расформированного  231-го  полка). 

28  августа  1941г.  под  Днепропетровском  в  районе  сел  Новые  Кайдаки – Ломовка  совершил огненный  таран  понтонной  переправы  через  реку  Днепр  экипаж    младшего   лейтенанта  Вдовенко  И.Т.   

Ивану Тимофеевичу Вдовенко  был  всего 21 год,  а его экипаж  совершал  свой, всего лишь,   6-й боевой    вылет.  Состав экипажа:  штурман лейтенант Гомоненко Н.,  стрелок - радист  младший сержант Карпов В.,   воздушный  стрелок  младший  сержант Пулатов М.

20 июня 1942г. за мужество и героизм командиру экипажа младшему лейтенанту Ивану Тимофеевичу Вдовенко и штурману экипажа лейтенанту Никите Васильевичу Гомоненко посмертно присвоено звание Героя  Советского  Союза.  Хотя  представлены  к  этому званию они  были  еще  22  сентября  1941г.

Стрелок - радист младший сержант Владимир Петрович Карпов награжден Орденом Ленина,  воздушный стрелок  младший сержант  Мирза Пулатов - Орденом Красного Знамени (посмертно).  Более того, впоследствии, уже в 1990-е годы, М. Пулатов  стал  Героем Республики  Узбекистан (посмертно).

Приказом Министра  Обороны  СССР  № 63  от  3 апреля 1958 года младший лейтенант  Вдовенко И.Т и  лейтенант Гомоненко Н.В.  навечно  зачислены  в  списки

3 - й  авиаэскадрильи  полка. 

До августа 1941г. полк в основном действовал днем, небольшими группами самолетов со средних и малых высот без прикрытия своих истребителей в районах городов Ольгополь, Любань, Полоны, Ровно, Раздзехув, Перемышль, Житомир, Бердичев, Звенигородка, Новоукраинка, Пятихатка, Кременчуг,  Днепропетровск, Никополь.

В августе1941г. полк произвел 58 самолетовылетов ночью по аэродромам, железнодорожным узлам  и  на разведку  местонахождения  и направления движений колонн противника.    

Тяжелая наземная и воздушная обстановка потребовала привлечения полков ДБА для поддержки сухопутных войск непосредственно на поле боя и чаще всего днем. Частично находясь в подчинении командующего Южного фронта, полк выполнял задачи в основном в ближнем тылу противника. К  18 августа 1941 г. в полку осталось 32 самолета ДБ-3Ф, из них 23 исправны и 9 находились в небоеготовном состоянии.  24 экипажа выполняли задачи днем и  еще 10  были  подготовлены  к  полетам  ночью.

В одном только воздушном бою над Днепропетровском  27 августа 1941г. воздушные стрелки сержанты Григорий Галета,  Василий Вифлянцев, Александр Леонов, Яков Рингин-Держиев,  Евгений Ермоленко, Иван Горбенко, Андрей Бондаренко, Анатолий Чапиленко  сбили  7  истребителей  Ме-109.

 В  сентябре 1941 г., не прекращая боевые вылеты днем, в полку  было подготовлено 25  ночных экипажей. Комиссар полка Исупов А.Ф. лично возглавил обучение летчиков полетам ночью с запасного аэродрома. Потери  резко  сократились,  а  ночные удары стали  мощнее.    Полк  преимущественно  стал  переходить на  ночную  работу.

В  ночь  на  10 октября 1941г.,  экипаж  ст. лейтенанта  В. Осипова  (штурман лейтенант  Б. Гущин)     с первого же захода,  поразил,  прекрасно видную с высоты в лунную ночь,  понтонную  переправу  через Днепр.   Немцы  просто  не  смогли  воспользоваться  ночью  своей,  отлично налаженной  ПВО.

 31 октября  1941г. ДБ-3ф  лейтенанта  Смирнова Г.С. в воздушном бою получил множество пробоин.  Была разбита  радиостанция.  Экипаж в ночных условиях пытался разыскать  свой  аэродром.  Штурман с помощью сигнальных ракет искал  место  посадки.

В  4 часа утра закончилось топливо. Совершая  вынужденную слепую посадку в условиях сильного тумана, самолет врезался в склон оврага в районе села Северное,  Александровского  района  Орджоникидзевского края.  Командир экипажа был тяжело ранен, доставлен в эвакогоспиталь  № 1626  г. Ставрополь,  где скончался  2 ноября  1941г.    После  войны  был перезахоронен  в  братской  могиле  на  Успенском кладбище   г. Ставрополя.  При приземлении  погиб  и  штурман  лейтенант  Владимир Петрович Кириллович.  

Стрелок-радист Михаил Михайлович Сотов и воздушный стрелок Анатолий Андреевич Захарченко  остались живы.  В дальнейшем, старший сержант Захарченко А.А. погиб при бомбежке аэродрома 17.07.1942г. Похоронен  в  станице Пролетарская  Ростовской области.  

О  судьбе   сержанта   М. Сотова,  как впрочем,  и десятков других однополчан   ничего  не  известно.

Экипаж был представлен к наградам. Лейтенант В. Кириллович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июня 1942г. был награжден орденом Боевого Красного Знамени (посмертно). Однако до сих пор эта награда не вручена его родственникам,  их просто  не  могут  найти,  а,  скорее  всего,  и  не искали.   

Известно  лишь, что  вдова  В. Кирилловича  Елизавета  Павловна  до февраля  1945г. проживала  в станице  Ладожская  Краснодарского  края.

А вот на лейтенанта Смирнова Г.С. представление к званию Героя Советского Союза,  утвержденное командованием Южного фронта,  поступило в Главное Управление кадров НКО СССР еще 9 октября 1941г. Но как часто это случалось в советские времена, на  этапе оформления наградного листа, была допущена ошибка. Вместо должности младший летчик, штабной писарь ошибочно записал воинское звание младший лейтенант. Этого оказалось достаточно, чтобы его наградной лист вернули обратно в штаб Южного фронта с лаконичной записью «На доработку». Но кто тогда в суматохе военного времени, стал этим заниматься? В итоге представление   на  первого в  истории полка Героя отложили в сторону,  а потом забыли  и  оно, попросту,   не  было реализовано.

Еще с  мая 1942г. семья  Смирновых, которая проживала в Казани,  знала из письма комиссара полка Исупова А.Ф., что ожидается  Указ  о  награждении.

Долгие послевоенные годы дети летчика Смирнова – Галина Георгиевне и Геннадий Георгиевич обращались в Министерство обороны,  в  Управление кадров МО РФ,  в газету «Красная Звезда».  Сын Героя  искал документы  в  Центральном  архиве МО РФ, но никаких данных  он  так  и  не  обнаружил. И только после его личного письменного обращения на имя Президента России В.В.Путина было установлено, что еще 8 сентября 1941г. командующим Южного фронта, за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм младший летчик   лейтенант Георгий Смирнов был  представлен  к  присвоению  звания Герой  Советского Союза. Справедливость восторжествовала только 8 марта 2008г., когда Указом Президента Российской Федерации №327  за мужество и героизм, проявленные, в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов  командиру  звена  лейтенанту  Георгию Семеновичу  Смирнову  присвоено  звание  Героя  Российской  Федерации  (посмертно).

Таким образом,  он стал  21-м  Героем  в  нашем  полку,  и  теперь  уже  последним,  хотя по справедливости, должен был  быть  одним  из  первых  в  списке  Героев полка,  если не первым.

В октябре, ноябре 1941г. экипажи действовали днем и ночью со средних и малых высот по двигающимся в направлении Полтава-Харьков и Мариуполь-Таганрог колоннам противника и переправам через реку Днепр. Наносились удары по аэродромам противника - Чаплинка, Доренбург, Кульбакино, Мариуполь, Таганрог, Обрыв и Сталино, а также по заводам в городе Мариуполь. Участвовали  в обороне г. Ростов  и разгроме танковой группы Клейста.

Продолжительность ночных полетов иногда достигала  5-8 часов,  естественно,  они имели свои особенности. Во-первых, экипажи перед полетом специально не ужинали – ведь туалета на борту ДБ-3ф не предусматривалось. Поэтому летали натощак. Ужинали,  а заодно  и завтракали  уже  посла  полетов ночью. Во-вторых,  на высоте,  даже летом, уже  к середине  полета,  даже в меховых комбинезонах  и унтах,  экипажи  элементарно замерзали.  Случались  иногда  и  обморожения. 

2 ноября 1941г. командир полка майор Самошин А.В.,  командованием  50  ДБАД был представлен к награждению орденом  Ленина – высшей награды  СССР.  Однако, 5 ноября 1941года Постановлением Военного Совета Южного фронта № 01019,  Командующий  Южным  фронтом    генерал-полковник Черевиченко  Я.Т.,  от имени  Верховного  Совета  СССР,  снизил награду, и наградил  его  орденом  «Красное Знамя».  Этим же  Постановлением  начальник штаба полка  майор  Кузьмин Н.П.  награжден орденом  «Красной  Звезды».  Это были одни из первых   награждений  в  полку  с  начала  войны.

 К концу 1941г.  в составе полка  осталось только 11  экипажей, остальные  были сбиты в ходе дневных боев с  немецкими истребителями и противодействия со стороны ПВО мотомеханизированных  частей противника.

Авиаполк с первых дней войны летал с предельным напряжением, наносил удары по прорвавшимся танковым группам противника, неоднократно уничтожал самолеты врага на его аэродромах. В ходе приграничных сражений и в последующих боях во время вынужденного отхода наших войск, полк в составе 4-го дальнебомбардировочного авиакорпуса (командир полковник В.А. Судец) был почти единственным средством для нанесения  ударов по группировкам  врага  в его оперативной глубине.

В связи с большими потерями полк перешел  на  3-х эскадрильную организационную структуру.

За первый год войны полк потеряли 75 самолетов  ДБ-3Ф.  От  Авиапрома  поступило  всего  30   новых самолетов.

Один из сбитых в тех воздушных боях, летчик лейтенант Крылов попал  в плен, где и провел  всю  войну.  Остальным  сбитым  экипажам  повезло  значительно  меньше.

Аэродромы базирования  полка в 1941 г.: ХОТУНОК (НОВОЧЕРКАССК), КИРОВОГРАД (с 2 июля 1941 г.),   ЗАПОРОЖЬЕ (с 27 июля 1941 г.), НОВО-НИКОЛАЕВКА,  БОЕВОЕ,  БУДЕНОВКА, ФЕДОРОВКА, ПОЛУГОРОД, НОВОЧЕРКАССК,   ПРОЛЕТАРСКАЯ (с декабря 1941 г.).

19 августа 1941г. были приняты дополнительные меры материального поощрения отличившихся  летчиков. 

Был подписан  Приказ  Народного  Комиссара  Обороны СССР  № 0299  «О порядке награждения летного состава ВВС РККА за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков».  Он предписывал: «Члены экипажей дальних бомбардировщиков за каждую успешную бомбардировку промышленных и  военных  объектов,   дополнительно  получали  по  500 руб.,   а   за  удар по  столице  противника  -   по  2000  руб».

 За успешные действия в ближнем тылу противника  за 10 заданий днем  или 5 ночью – 1000 руб.  

За выполнение 40 боевых вылетов днем или 15 ночью – разрешалось представлять к награждению Золотой Звездой  Героя Советского Союза,  за которую полагалась  дополнительно единовременная  выплата  в  3000 руб. 

Воздушный  стрелок, сбивший  истребитель  противника  в воздушном  бою, поощрялся, как  пилот истребителя,  премией  в 1000 руб. за  одномоторный самолет,  а  за  сбитый двухмоторный – 2000 руб.

Однако уже летом 1942г. был  издан новый приказ, ужесточивший условия и порядок награждения орденами  и  материального  поощрения.

Кроме того,  для действующей армии были сокращены сроки присвоения очередных воинских  званий – от 2  до 5 месяцев,  что  впрочем,  выполнялось  не  всегда.

Постановлением Государственного Комитета Обороны  (ГКО)  от  22 августа 1941г.  и  соответствующим приказом    Наркомата  обороны  СССР  от  25  августа  1941г.  «О  выдаче  военнослужащим  передовой линии  действующей  армии  водки  по  100  граммов  в  день»  было предусмотрено,  что  «Летному составу ВВС  Красной Армии,  выполняющему боевые  задания, … водку отпускать наравне с частями передовой линии».  Поэтому летному составу полагалась выдача ста граммов водки вечером (ночью) после успешного боевого вылета.  В последующем,  ГКО  неоднократно возвращался к установленным порядкам хранения и выдачи водки в войсках.  Дополнительно принимались соответствующие Постановления  и  Приказы  в  мае,  июне  и  ноябре  1942г.,   а  также  в  мае 1943г.

Для  инженерно-технического состава авиации РККА,  за  обеспечение  100  полетов  без  аварий и поломок,  полагалась  денежная  премия  (Приказ  НКО № 0299 – 1941г.).

 

1942 г.

В 1942г. полк, главным образом, производил боевые действия ночью одиночными экипажами. С началом ночных полетов нижние поверхности самолетов стали перекрашивать в черный цвет, правда, массовым явлением перекраска так и не стала.  До конца войны, в большинстве своем, самолеты имели однотонную зеленую окраску, изнутри фюзеляж имел цвет чистого дюраля. Основными задачами  являлись  срыв перевозок противника  на железнодорожных  узлах  Иловайская, Павлоград, Славянск,  Волноваха.

С образованием Авиации Дальнего Действия,  8 марта 1942г. полк перешел на новый штат, получив  новое название  -  81-й авиационный полк дальнего действия  (АП ДД).

К 20 марта 1942 г. в полку насчитывалось всего 15  ДБ-3Ф,  из них  только  11  были исправны.  

Постановлением  ГКО  СССР  №1498   от  26  марта  1942г. название  самолета  ДБ-3Ф было  изменено на   Ил-4   в  честь  авиаконструктора  Сергея  Владимировича   Ильюшина.

С образованием  АДД  изменился порядок комплектования авиаполков летным составом.  Теперь, все отобранные для  АДД, выпускники летных,  штурманских и окружных школ младших авиационных специалистов (стрелки-радисты),  направлялись в 1-ю Рязанскую высшую  Школу  ночных экипажей  (так она именовалась с 1943г.). 

Школа  неоднократно  переименовывалась.   В  1941 г.  ее  эвакуировали  сначала  в  Карши Узбекской ССР, а в 1943г.  перебазировали  на  аэр. Кумысная   вблизи  г. Троицк  в Челябинской  обл.    

Интересен был сам порядок комплектования экипажей.  Командир экипажа после прибытия в Школу,  лично выбирал в свой экипаж штурмана и стрелка-радиста.  В последующем, каждый по специальности проходил теоретическую подготовку по  отдельным  планами, а  затем все вместе добивались слетанности в своем экипаже.  Только по мере готовности  экипажи  отправляли  по  боевым полкам.

По прибытию в полк, командир экипажа получал «вывозную» программу – летал вокруг аэродрома «по коробочке»,  запоминал район аэродрома и только потом к линии фронта. Для этой же цели использовали также полеты на облет моторов после их замены. Штурман в качестве стажера, должен был выполнить 3 боевых  вылета  в  экипаже,  уже  имеющим  боевой  опыт.  Налетать надо было от 3 до 5 часов. Специальных тренировочных полетов  было мало.  Только  после  этого  экипажи  допускали  к  несложным боевым  заданиям.

В марте полк выполнял боевые задачи в интересах командования ВВС  56-й общевойсковой армии, нанося удары по обороне противника на высотах «Соленый» и «Армянский», действую группами самолетов днем с высот 400- 1200м. во взаимодействии с истребителями и штурмовой авиацией фронта.

Весной 1942г. вместо турели МВ-3 с пулеметом ШКАС стали устанавливать турели УТК-1 с пулеметом УБТ калибра 12,7 мм  (боекомплект 500 патронов). Стрелок турели УТК-1 защищался броней толщиной 6-9 мм. Пуля пулемета УБТ весила 48 гр., что в три раза больше пули  пулемета ШКАС  (16  гр.). Однако в дальнейшем стрелки-радисты отмечали случаи отказов УБТ.  Из-за сильного охлаждения на высоте происходил отрыв дульца гильзы и заклинивание пулемета. В  итоге экипажи стали  самостоятельно и тщательно набивать патроны в ленты,  либо  строго  контролировали  набивку лент  и  смазку  пулемета.

Иногда стрелки-радисты  получали специфические ранения. При попадании в плексиглас колпака турели осколков зенитных снарядов,  мелкие  осколки  плекса  впивались в ничем не закрытое лицо.  После возвращения домой,   врач  бывало,  десятками  эти  осколки  удалял.

Стрелок-радист во время всего боевого полета стоял лицом к хвосту самолета, охраняя его заднюю и верхнюю полусферы. В отличие от него, воздушный стрелок весь полет лежал на животе, прикрывая нижнюю полусферу от истребителей противника. Поэтому в длительных полетах стрелки, случалось, с разрешения командира, менялись местами.

В последующем, до июня 1942г.  экипажи выполняли задачи на Керченском полуострове,

в районе Сталино, Горловка, Мариуполь, Балаклея, Барвинково, Харьков.

Наносились  бомбовые удары по  железнодорожным  узлам:  Павлоград, Красноармейское, Волноваха, Есиноватая, Таганрог, Днепропетровск,  Херсон,  Николаев,  Джанкой,  Геническ,  Полтава  и  Орел.

В ночь на 4 мая 1942г. самолеты полка бомбардировали железнодорожную станцию Рогань, что в 15 км южнее г. Харькова. В ночь на 14 мая полк участвовал в бомбардировке скопления танков, мотопехоты противника и немецких штабов в районе г. Харькова. Участившиеся налеты на этот крупный железнодорожный узел объяснялись тем, что с 12 мая 1942г. войска Юго-Западного фронта начали Харьковскую наступательную операцию. В последующие дни полк участвовал в поддержке наших войск, сражавшихся в очень трудных условиях в Крыму. В мае 1942г. экипажи полка наносили удары по порту, металлургическому  заводу и  немецким  штабам  в  г. Мариуполе.

Несколько  ночных  налетов  выполнено  по  аэродромам  Полтава,  Чугуев и  Славянск.  В  ночь на 13 июня шесть Ил-4  бомбили  аэр.  Полтава,  где было  уничтожено  15 самолетов.

В июле 1942г. обстановка на Юго-Западном фронте резко ухудшилась. Вражеская группировка продвигалась в Сталинградском направлении. В этих условиях полк привлекался для ударов по железнодорожным узлам и станциям выгрузки немецких войск. Экипажи полка днем и ночью наносили удары по продвигающимся войскам, совершая  по несколько  боевых  вылетов  в  сутки.

11 июля 1942г. войска  противника, как всегда, внезапно  прорвали  фронт  в  60 км   северо-западнее станицы   Морозовская   (аэр. Пролетарская)  в  Ростовской обл.,    где  тогда  базировался   полк.  В сложившейся обстановке, полк срочно поднялся в воздух и перебазировался восточнее на аэродром в районе Сальска, откуда в дальнейшем приступил к постоянной работе в интересах Сталинградского фронта.

 На  аэродроме остался  единственный  Ил-4  (бортовой  номер  «4»  -  красная).

Комиссар полка Казаринов Ф.П. поручил  попробовать  летчику ст. лейтенанту  Хрущеву И. М. (штурман сержант Штанев Я.И) перегнать его на аэр. Сальск. На самолете  вместо подкоса правой стойки шасси техник самолета Петровский и механик установили березовое полено. Кроме  того, с него было снято лобовое стекло, а из приборов остались только «пионер» - указатель поворота и скольжения, компас и термопары двигателей.  Экипажу и техникам повезло - летчику удалось взлететь,  долететь  и  посадить самолет  на  аэр. Сальск.

 Экипажи полка наносили бомбовые удары по немецким танкам и мотопехоте противника в районе населенных пунктов Котельниково и Дубровское, а также переправы через Дон, бомбардировали скопления войск противника в районе Богучара, Боковской и Перелазовского, где сосредотачивались части противника, составляющие основу 6-й армии Паулюса. 

В июне 1942г. Верховный Главнокомандующий принял решение вновь нанести силами АДД, массированные удары по объектам в глубоком тылу противника. Для полетов на Берлин выделялись лучшие экипажи.  Были командированы самые результативные экипажи нашего полка  Героев Советского Союза  П.А.Тарана  и  В.А.Осипова.

 29  августа  1942г. экипажи  перелетели  на  полевой  аэродром  Луга. В то время этот район был самой западной точкой нашей территории, обеспечивающий минимальное время подлета к объектам удара. Полевой аэродром подскока оказался весьма неудобным для взлета: грунт был неровный и вязкий, а за летным полем сразу начинался лес.  На самолетах были подвешены по два топливных бака, емкостью по 325 л. топлива, которых хватало на первые 20 мин. полета. В ночь на 30 августа летчикам пришлось взлетать на пределе своих сил и возможностей Ил-4.  В  этом  вылете  экипаж  Павла Тарана  достиг Берлина  и  поразил  артиллерийский  завод.

Маршрут полета:  выход на Балтику – Свинемюнде – Штеттин – Берлин. Этот полет, который проходил на высоте 7000 м,  экипажам пришлось преодолеть в кислородных масках.

За 1941 - первую половину 1942  полк  произвел 2 124  боевых  вылета, сбросив  3 421  штук  авиабомб.

За отличные боевые действия   18 августа 1942г.  приказом НКО  СССР  № 250,

 81-й  АП ДД  преобразован  в  5-й   Гвардейский   АП ДД.    

Наш  полк оказался в числе первых пяти полков из состава АДД,  получивших звание   гвардейский.

В ночь на 24  августа полк нанес удары и разрушил вражескую переправу через реку Терса (приток реки Дон)   в районе  станицы  Трехостровской  (Три Острова).

28 августа 1942г. Член Военного Совета АДД  бригадный комиссар Гурьянов Григорий Георгиевич  вручил полку Гвардейское Знамя. Гвардейские знаки личный состав полка носил с гордостью и достоинством. Кроме того,  полуторные  гвардейские оклады для офицерского состава, а для сержантов и солдат - двойные, которые в большинстве переводились семьям,  также  имели  немалое  значение.

Вновь прибывшие в полк, получали гвардейские знаки лишь после выполнения первых 10 успешных боевых  вылетов.  Таково было неписанное правило,  установленное тогда в  полку.

Легендарные  фронтовые  100  граммов водки,  выдавались только после выполнения успешного боевого вылета.

В ночь на  26 октября 1942г.  12  экипажей полка нанесли  удар  по аэродрому противника  в   г. Армавир,   в  результате  которого  было  уничтожено  61  бомбардировщик  противника.

Храбро воевал военный комиссар полка летчик Александр Филиппович Исупов, награжденный в течение 1942г. тремя орденами Боевого Красного Знамени. В одном из вылетов он получил ранение, однако смог довести подбитый самолет до аэродрома и совершить посадку. Он  был  неутомим  в  работе,  выполняя иногда  по  2-3   боевых  вылета  за  ночь. После отмены института военных комиссаров Исупов А.Ф. в 1943г. был назначен заместителем командира 306-й ШАД по политчасти, а затем - командиром 306-й Нижне -  Днепровской ордена Суворова Краснознаменной  штурмовой авиадивизии (17-я ВА). Однако в одном из боевых вылетов  24 марта 1944г.,  Ил-2  полковника Исупова А.Ф.  был  сбит, а сам он  захвачен в плен.  Впоследствии в лагере смерти   Маутхаузен (Австрия)    расстрелян.

Эффективность бомбардировочных ударов в 1942г., несмотря на ночные действия, не снизилась. Полк, имея в основном подготовленные летные кадры, быстро освоил самолетовождение ночью с точным выводом на цель и поражения ее с использованием САБов (светящихся авиабомб).   К этому времени в полку сложился особая тактика действий ночью. Ночью летали по одиночке,  не  эшелонированные  по высоте.  Каждый командир экипажа на свою цель выходил  по  особенному,  и  каждый раз с разных направлений,  но никогда с востока. При этом,  снижая обороты моторов, чтобы подольше не засекли немецкие звукоуловители. При отходе от цели уходили с плавным снижением по высоте. От прожекторов отрывались  резкой  потерей  высоты  и  увеличением  скорости.

В 1942г.  трудящиеся  ж/д станции Полотняный Завод  в  Калужской обл. и  Калужской  мостобазы   №  17   собрали  деньги   на  постройку  самолета  Ил-4.  Он получил   надпись  на  борту:  « НЕ ЖИТЬ ФАШИСТСКИМ  РАЗБОЙНИКАМ!».  По их желанию, его  вручили  экипажу,  в котором летал штурман звена капитан Гущин Б.П.,  на нем он совершил около 300 вылетов.   Родители  капитана  Гущина Б.П. проживали  тогда в  этом  населенном  пункте. Аэродромы базирования полка: ПРОЛЕТАРСКАЯ, РОСТОВ,   РОССОШЬ,  ВОРОНЕЖ, ВИШНЕВ, ЦЕЛИНА, СОВЕТСКОЕ, ПОКОЙНОЕ, ЛЕВОКУМКА, ГРОЗНЫЙ, КАРАМАН (р-н Махачкалы  - Дагестан),  ПАПАС (под г. Дербент),  УЙТАШ  (р-н г. Махачкала),  ТУРАЛИ (побережье Каспийского моря).   В 1942г. полку пришлось перебазироваться 14 раз,  двигаясь  все  дальше на  восток.   

С конца 1942г. на Ил-4, вместо винтов ВИШ-3 ставились винты АВ-5-Ф-158, площадь закрылков увеличена  на 2 кв. м. Увеличение площади закрылков положительно сказалось на взлетно-посадочных характеристиках самолетов, что было особенно важным при работе с грунтовых аэродромов. За счет изменения конструкции крыла удалось увеличить емкость  крыльевых  баков,   в  результате максимальный  запас топлива  вырос  с  2860 л  до  3855 л

1943 г.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 января 1943г. для личного состава Красной  Армии были учреждены новые знаки различия.  В соответствии с ним,  введены погоны, а также  канты, лампасы, кокарды  и  звезды  на головных уборах,  и  золотое шитье  на  парадных мундирах.

Кроме того, Приказом НКО СССР  № 031 от 13.01.1943г. дополнительно предусматривалось:  «… водку выдавать по 50 гр. в сутки на человека техническому составу только в дни вылетов на боевые задания самолетов,  непосредственно обслуженных  ими  на  аэродромах».

Герой  Советского Союза  полковник И.М. Хрущев вспоминал: «На Армавирском аэродроме наши экипажи-разведчики обнаружили 100 самолетов врага. Ранее я жил в Армавире,  и  знал  точное расположение  аэродрома.  При постановке задач на вылет, я показал маршруты заходов на бомбометание. В результате по докладам экипажей, было уничтожено 60 самолетов. Когда же после освобождения нашими войсками Армавира мы на третий день перелетели туда (март 1943г.), то выяснилось, что уничтожено было 80 самолетов и убито много летно-технического состава. Гитлеровцы хоронили своих   погибших в течение трех суток».  

Начиная с весны 1943г. полк участвовал в боях на Керченском и Таманском полуостровах. Выполняя задачу, борьбы за господство в воздухе наносились систематические удары по аэродромам противника в районах городов Керчь, Саки, Багерово, Анапа, Тамань, где всего было уничтожено 89 самолетов противника.

После поражения немцев на Волге под Сталинградом,  в марте 1943г. развернулись тяжелые бои на Таманском полуострове. Особая роль отводилась Керченской переправе, через которую доставлялось все необходимое для немецких войск. Для прикрытия переправы было сосредоточено свыше 120 зенитных батарей.  На бомбежку  Керченской переправы  ежедневно вылетали экипажи полка.

  11 марта 1943г. в районе переправы был сбит экипаж Героя Советского Союза зам. командира АЭ капитана Панова Николая Афанасьевича,   (штурман - начальник воздушно - артиллеристской службы полка Герой Советского Союза лейтенант Баранов Петр Григорьевич,  воздушный стрелок-радист ст. сержант Бухарев Михаил Иванович,   воздушный стрелок ст. сержант Коваленко Виктор Александрович). Однополчане наблюдали,  как,  охваченный  огнем  Ил-4 стремительно пошел вниз. В полку посчитали, что самолет упал в море.  В Книге учета боевых потерь появилась стандартная запись «Не вернулся с боевого задания». Однако спустя четверть века, побывавший в Феодосийском музее ветеран полка, среди прочих экспонатов, обнаружил по некоторым признакам остатки обмундирования и вооружения самолета Панова Н.Ф. Стали разбираться. Оказалось, что самолет все же дотянул до Крымской земли, но при вынужденной посадке  в  окрестностях  Феодосии  взорвался.

В дни боев на Кубани умножил свою боевую славу Герой Советского Союза гвардии майор Павел Андреевич Таран. Его экипаж вылетал на задания зачастую в сложных метеоусловиях, когда значительную часть маршрута закрывала десятибалльная облачность, и самолет временами попадал в зоны дождя. Смело, находчиво действовал майор П.А. Таран при налетах на порт и аэродром Керчь, которые были прикрыты двадцатью немецкими батареями ЗА и множеством прожекторов. Столь же удачно - и при налете на немецкий аэродром в районе Анапы, где экипаж уничтожил 2  самолета. Всего на боевом счету гвардии майора Тарана П.А. в 1943г. было 27 уничтоженных самолетов врага, 7 мостов и переправ, 30 складов с боеприпасами и горючим, 31 железнодорожный эшелон. Он совершил много боевых вылетов на цели в глубоком тылу. В 1943г. Павел Андреевич Таран назначен командиром  24-го  Гв.  АП ДД,   соседнего по  дивизии  полка. 

Особенно опасными оказались полеты на аэродром Багерово под Керчью. Более 400 стволов зенитной артиллерии различного калибра, сотни крупнокалиберных пулеметов, около 150 прожекторов прикрывали этот аэродром, служивший основной воздушной базой обеспечения фашистов на побережье Северного Кавказа. Появилась здесь и новинка - комплекс прожекторов, сопряженных с радиолокатором. При обнаружении РЛС советского самолета, немедленно включались прожектора с мощными разноцветными лучами. И тогда казалось, что Ил-4, попавшие в эти «рентгеновские» лучи, просвечивались насквозь. Разведчики, попавшие в эти лучи, привозили засвеченные прожекторными лучами фотопленки. Отсюда и пошло название «Полеты на рентген».

А командование фронта требовало ежедневно фотографии с итогами авиаударов по этому аэродрому. Полк нес потери. Выполнить эту задачу поручили экипажу Ивана Хрущева, штурман Яков Штанев. Экипаж вылетел на 40 минут позднее основной ударной группы полка. К Приморско-Ахтарску подошли на высоте 7000м. Начали резко снижаться. Над Багерово выскочили на высоте 1800 м. Маневр оправдался. Вражеские зенитки молчали. Однако пришлось делать второй заход. Но зенитки уже били во всю. Там же шарили и прожектора. Сработали  САБы,  затем отработал фотоаппарат. Самолет уже поймали «щупальцы» прожекторов. Командир ввел самолет в пикирование. С большим трудом удалось вывести самолет из пикирования над самыми крышами домов в Керчи. В бреющем полете вышли на Азовское море и взяли курс на свой аэродром. После приземления  техники насчитал 98  пробоин на самолете.   А фотографии получились отличного качества.

 В ту же ночь полк вновь нанес по Багерово мощный удар.  Экипаж Ивана Хрущева совершил всего 29 боевых вылетов на «рентген».

   Основными объектами  боевых действий полка  были:

  1. Аэродромы  -  Багерово,  Катерлез,  Мариуполь,  Керчь,  Анапа,  Саки,  Сталино, Полтава,  Харьков, Барвенково,  Мокрая,  Сарабуз.
  2. Железнодорожные узлы  -  Синельниково,  Керчь,  Днепропетровск,  Ясиноватая, Шпаковка, Красноармейское, Полтава, Голубовка, Краснодар, Барвенково, Чистяково,   Орджоникидзе,  Павлоград,   Джанкой,    Никополь,   Кривой  Рог.

       3.   Порты - Анапа, Керчь, Сенная, Новороссийск.

       4.   Переправы  через реку Днепр в районах Херсона, Каховки, Никополя, Борислава.

      За  «эффективное бомбардирование» войск противника в районе Русская  (станица Крымская,  ныне  г. Крымск  Краснодарского края)  в ночь с  28 на 29 мая 1943г. полк получил благодарность  от командования  Северо-Кавказского  фронта.        

      В июле 1943г. Президиум Верховного Совета СССР установил новый порядок присвоения воинских званий. Первичное офицерское звание присваивалось только тем, кто имел соответствующее военное образование.  Командующий армией получил право присваивать очередное  воинское звание  до  капитана включительно.

 С июля 1943г., авиационные военные училища и школы  вновь стали выпускать офицеров преимущественно, в воинском звании «младший лейтенант»,  окончивших с отличием – «лейтенант». Через 3 месяца после выпуска, при положительной аттестации, разрешалось представлять  к очередному воинскому  званию  «лейтенант»  или  «старший  лейтенант».

  В июле 1943г. с аэродрома Облевский  (Ростовская обл.) полк участвовал в Орловско-Курско-Белгородской операции. Регулярно проводятся блокировки аэродромов истребителей противника, когда 2-3 бомбардировщика Ил-4 постоянно бомбят аэродромы противника  и  не  дают возможности  взлета истребителям.

Экипажи наносили удары по переправам через реку Северский Донец,  бомбили войска противника в районе Тамаровка,  Чаплинка,  Белгород.  Сухая,  Каменка.  Ударам подвергнуты аэродромы Сталино, Кутейниково,  ж.д. узлы  Барвенково, Дебальцево.  Экипажи  выполняли  по  2-3  вылета  каждую ночь.

Ночью 29 июля 1943г. экипаж  капитана Серебренникова И.К. по приказу командира 50-й АД ДД полковника Меньшикова Ф.И., вылетел на разведку действующих ночных аэродромов и определение загруженности железнодорожных узлов. Разрешалось принимать решение на бомбардировку. Экипажу предстояло пройти по маршруту:  ИПМ – Красноармейское – Павлоград – Синельниково – Запорожье – Никополь – Волноваха – Сталино.  Однако после прохождения линии фронта связь с экипажем прекратилась. Пропали без вести командир  экипажа Серебренников Иван Константинович, штурман Ситников Николай Иванович,  радист Омельченко  Павел  Митрофанович  и  стрелок  Максаков Степан Николаевич. 

В ночь на 4 августа все экипажи полка отработали успешно, в том числе и командир звена Александр Андреевич Чекушкин.  Ушел он на задание капитаном, а вернулся ст. лейтенантом.  Пока он был в небе над Белгородом,  начальник  штаба АДД  генерал  М.И. Шевелев подписал приказ о снижении его  в воинском звании.  Причиной сурового наказания стало чрезмерное употребление  спиртного,  нарушение летных инструкций  и  наставлений.  ( См.   книгу  Сергиенко  А.М.  «Огненные  ночи  Курской  битвы.  Авиация Дальнего  Действия   в  бою».   с. 466).

Следует добавить,  что командир звена капитан Чекушкин  А.А.  воевал   с  27 июля 1941 г.

За  мужество и  храбрость  еще  в  декабре  1942г.  был  награжден   орденом  Ленина.  Впоследствии был восстановлен в звании,  награжден двумя орденами Красного Знамени 23.10.1943г. и  18.08.1945г.  За годы войны совершил 37 боевых вылетов днем (налет 97 ч.) и 255 боевых вылетов ночью (налет 769 ч.). Его экипаж сбил 6 истребителей Ме-109. Так какие еще заслуги перед Родиной, должен иметь летчик, чтобы быть награжденным  звездой Героя?

В ночь на 8 июля  при разбеге с аэродрома  Морозовский,  Ил-4  командира  экипажа  лейтенанта Д.М. Ковалева, стал разворачиваться влево от взлетного  курса.  Командир упорно продолжал взлет, выправить положение не смог, в итоге машина врезалась в капонир. К счастью экипаж отделался ушибами,  и только штурман А.П.Семенов получил легкое ранение. На самолете начался пожар, закончилось все взрывом бомб. Из-за этого происшествия,  четыре экипажа вылететь на задание не смогли.

В эту же ночь не выполнил задание экипаж Героя Советского Союза  П.А. Тарана – у самолета отказал правый двигатель.  Пришлось возвращаться и садиться с бомбами.

В ночь на 16 июля экипаж П.Тарана в районе Николаева десантировал с воздуха спецгруппу. На обратном пути серией из десяти бомб ФАБ-100  перекрыл  ж.д.  пути  на станции Снегиревка.

   Выполняются задачи по разрушению водных переправ через реки Северский Донец, Днепр,  удары по железнодорожным станциям,  артиллерийским позициям  и другим целям.

26 июля 1943г. был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР  «О порядке присвоения воинских званий военнослужащим Красной Армии». С той поры, бытующее в Красной Армии,  обращение «бойцы и командиры»   изменилось   на   «солдаты,  сержанты   и  офицеры».

 С осени 1943г. с аэродрома Хотилово (Ленинградская обл., р-н Бологого) оперативная группа  полка производит массированные удары по целям в Финляндии, оказывает помощь советским войскам по снятию блокады Ленинграда.

В сентябре 1943г. командиром полка назначен  подполковник Егоров Николай Демьянович.  Еще до этого назначения, с 10 августа 1941г. по 5 июня 1942г., он  уже  был командиром другого,  тогда 746-го АПДД.  Однако,  по разным причинам  там он был снят с должности.   По воспоминаниям ветеранов,  и в нашем полку уважения не имел. По ряду причин, уже в июле 1944г., его сменил  подполковник  Шошин Николай Михайлович. Произошло это после того, как летный состав  на общем собрании  офицеров полка потребовал снять с  должности  командира  полка   Егорова Н.Д.,  и  единодушно  избрал  на  эту должность  подполковника  Шошина   Н.М.

 Командование дивизии и корпуса вынуждено было согласиться с мнением  личного состава  полка.

С 1943г. самолеты Ил-4 стали комплектоваться противообледенительной системой, использующей горячие выхлопные газы, которые отводились при этом в носок крыла.

А на козырек фонаря кабины летчика и на винты, подавался и разбрызгивался 100% спирт из 20-литрового бачка, что с большим воодушевлением и глубоким одобрением было воспринято личным составом авиаполков в Авиации Дальнего действия.  

Кресло штурмана снабдили 8-мм бронеспинкой.  За креслом пилота на шпангоутах добавочно крепилась бронеплита толщиной 13 мм.   Силами технического состава полков стали устанавливать пламегасители ГАМ-9.

 В 1943 г. аэродромами базирования полка были: УЙТАШ, СОВЕТСКАЯ, В.ОБЛЕВСКИЙ (июль), СТАЛИНО, МОРОЗОВСКИЙ, РОСТОВ, АРМАВИР, ХОТИЛОВО (декабрь). 

1944 г.

 С целью ускорения вывода из войны Финляндии полк выполнил 46 боевых вылетов на бомбардировку г. Хельсинки.  

Удары были нанесены также по железнодорожным  узлам Идрица, Псков  и  по скоплениям противника в районах  Идрицы, Нарвы и Таллина.

В марте 1944г. полк  вновь  перебазировался  на  южный   аэродром Ротмистровка в Черкасской  обл. 

Бомбовые  удары  наносились  по  железнодорожным  узлам  Львов,  Абаклия,  Люблин,  Брест, Стрый, Кишинев, Барановичи,  Гродно, Белосток, Варшава, Прага, Дрогочин, Чоп, Будапешт;  по портам Галац, Констанца, Севастополь,  по аэродромам  Бельск, Херсонес, Турбя.

С апреля 1944г. базируясь на аэродроме Ротмистровка в Черкасской обл.  полк вел боевую работу в интересах 4-го Украинского фронта, бомбардируя артиллерийские позиции на подступах к Севастополю, скопление войск и судов в Севастопольской бухте.

Всего совершено  125 боевых вылетов на  Севастополь.

12 апреля 1944г. Гитлер лично распорядился «оборонять Севастополь до конца, боеспособные войска из Крыма не эвакуировать». Это решение предопределило самый жестокий накал боев.  

 Заметим также, что именно в Крыму, базировалась тогда истребительная авиагруппа люфтваффе  III /JG 52,  в составе которой  воевал  известный  ныне  обер - лейтенант  Эрих Хартман.  В  наши  дни, он считается  самым  результативным  асом   Второй  мировой  войны.  По  немецким  данным,  явно завышенным,   имеет  заявленные,  352  победы в воздухе. 

Экипажи полка выполняли задания совместно с кораблями Черноморского флота и его авиацией по недопущению подвоза войск и техники, а впоследствии противодействию организованной эвакуации фашистов из  Крыма морским путем.

Несмотря на  сильнейшую противовоздушную оборону, бомбовые удары в Крыму наносились только массированно. В ночь на 15 и 16 апреля 1944г. полк в полном составе наносил удары по кораблям и транспортам противника в бухтах Севастополя. За шесть суток до начала штурма Севастополя самолеты Ил-4 полка действовали каждую ночь по переднему краю обороны.

Самый мощный удар в составе корпуса был нанесен в ночь перед наступлением, когда гитлеровцы вели погрузку личного состава на корабли. Боевой курс был построен с выходом на мыс Лукулл (25 км севернее Севастополя), в дальнейшем с заходом на цели со стороны моря, что облегчало преодоление системы ПВО противника. Противник вел огонь из всех калибров береговой и корабельной зенитной артиллерии. Однако специально выделенные экипажи непрерывно освещали цель сериями светящихся авиационных бомб, что позволило экипажам наносить предельно точные удары по транспортным и боевым кораблям, пирсам и причалам до предела забитые немецкими солдатами и техникой. При отходе от  цели, специально  выделенные  экипажи  фотографировали  итоги работы полка.

По  данным  штаба  17-ой  немецкой армии в ходе эвакуации из Крыма  погибло более  17.000 солдат и офицеров вермахта. Немцам удалось эвакуировать лишь  штабы  17-й  армии,   5-го  АК,    49-го  горно-стрелкового  корпуса   и   73-й  пехотной  дивизии.

Общие потери 17-ой армии вермахта в Крыму составили более 100.000 человек.  Из них 61.580 пленных.   В 1941-1942 гг. немцы в течение 250 дней не могли овладеть  Севастополем.  Части  Красной Армии  в 1944г. овладели городом  за 5 дней.  За 65 дней была успешно проведена Крымская освободительная операция   (см. « Военно-исторический журнал»  .№ 5,  1994г.,  с.15.)

Действия экипажей полка по войскам противника на подступах  и  в  Севастополе оказались исключительно эффективными, организация подсвета и наведения на цель были отличными,  что обеспечило точный выход на цели и их поражение.

За отличные боевые действия на подступах к Севастополю и в Севастополе приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина № 0136 от 24 мая 1944г. полку присвоено почетное наименование«Севастопольский». Всему личному составу полка Верховный Главнокомандующий  объявил благодарность.

А  50-я  АД ДД  получила  тогда  почетное наименование  «Крымская».

После  войны,  в окрестностях Севастополя сооружен грандиозный мемориальный комплекс, посвященный защитникам и освободителям прославленного русского города, бывшего некогда Главной военно-морской базой Черноморского флота России. На Центральной  стеле этого мемориала,  выбито золотом  полное наименование и нашего полка.  Кстати,  за прошедшие годы,  под горячим крымским солнцем, золотые буквы давно потускнели, выгорели  и  явно требуют реставрации.  Но никого сегодня это не волнует.

Помимо ударов  в  Крыму,  полк действовал по железнодорожным узлам  Львов,  Абаклия, Констанца, Галац, Романешти, Самбор, Люблин, Брест, Стрый, Холм, Кишинев, Яссы, Барановичи,  Осиповичи, Гродно, Белосток, Седлец, Прага, Варшава, Дебрецен, Чоп, Бреслау.

Базируясь на  аэр. Сутиски,  полк действовал по объектам в  Венгрии – бомбил  цели в Чопе, Дебрецине,  Сату-Маре,  Будапеште.

Бомбили боевые позиции противника и в районах городов: Борисов, Орша, Рогачев,  Бобруйск.

Для борьбы с вражескими истребителями, атакующими сзади - снизу, главный инженер АДД генерал Марков, дал распоряжение установить на всех самолетах держатели авиационных гранат ДАГ-10.  Для документационного подтверждения, возникших пожаров, каждый самолет стал снабжаться фотоаппаратом. Для защиты от немецких ночных истребителей и наземных радиолокаторов ПВО,  применялись пакеты с мелко нарезанной фольгой,  которые стрелки периодически выбрасывали за борт в угрожающие периоды полета.

За десять дней до начала Белорусской операции - 13 июня 1944г. полк участвует в ночных ударах по семи аэродромам противника, совершив 1 472  самолетовылета. В июне 1944г., полк, участвуя в прорыве линии фронта обороны немцев на Бобруйском направлении, наносил удары по укреплениям в районе городов Борисов, Орша, Рогачев, Бобруйск и тем самым оказал большое содействие наземным войскам. В июле 1944г. за активное участие в освобождении г.г. Бобруйск и Минск личному составу полка дважды объявлялась благодарность от  Верховного Главнокомандующего.

Однажды, базируясь на аэродроме Чемеровцы в Хмельницкой обл., полк полностью лишился запасов боеприпасов.  Склады боепитания на ближайшей станции Каменец-Подольский охраняли старики – старший призывной возраст. Ночью при смене часового, один из «дедов» не расслышал ответа разводящего и спросонья выстрелил в его сторону. Как обычно случается в таких ситуациях, пуля попала в штабель бомб с термитными шарами. Взрыв огромнейшей силы уничтожил весь склад. Разводящий со сменой  были тяжело ранены,  «дед» тоже остался жив, хотя окончательно оглох. Какое они понесли наказание, теперь уже не узнать. А вот полк, оставшийся без боеприпасов, пришлось  вскоре перебросить на аэр. Клецк  в  Минской области.

Однажды в ходе  налета на Плоешти в Румынии был сбит наш самолет, в экипаже которого стрелком-радистом летал старшина Василий Агеев. Больше месяца и по вражеской, и по своей территории возвращался Агеев в свой полк. И никто его не остановил. Зато в родном полку, особый отдел некоторое время его «модулировал»,  прежде чем вновь допустить к полетам.

 В сентябре 1944г. полк участвует в Будапештской операции, наносит сосредоточенные ночные удары по центру города Будапешт с целью разрушения правительственных зданий, главного вокзала, железнодорожных станций, мостов через реку Дунай. Всего выполнено 86  самолетовылетов  (7 вылетов в составе полка) на бомбардировку столицу Венгрии, а также наносятся удары по целям в Чехословакии. При налете на г. Будапешт  сбиты самолеты  лейтенантов Кривова  и  Мергонского Е.П.  Кривов со штурманом  вернулись в полк,  остальные члены экипажей погибли.  Ночные рейды на Будапешт осуществлялись на максимальную дальность и длились 6 часов.   В  ночь на  20 сентября 1944г.  Будапешт бомбили  22 самолета  полка.

Максимальная бомбовая нагрузка  составляла уже 1.750 кг,  в том числе 10 ФАБ-100 на внутренней подвеске  и  3  ФАБ-250  на  трех точках  внешней подвески.

В этих полетах были сбиты экипажи Хрущева  и  Ковалева.    Побывав у партизан,  все,  кроме стрелка, вернулись в полк.

Бывали и случаи лихачества в воздухе. Так однажды, лейтенант Поросенков  получил приказ в течение 3 часов облетать Ил-4 после замены моторов.  Идя по маршруту, Поросенков  снизился до бреющего полета и подцепил сено с крестьянской повозки. Радиатор охлаждения оказался забит, мотор перегрелся и пришлось садиться на вынужденную. Хорошо,  хоть   пацан-извозчик  отделался только испугом. Поросенкова  отстранили от трех боевых вылетов.  По  боевым  нравам,  хуже  и обиднее наказания тогда не  было.

 В ноябре  1944 года  Авиация  Дальнего Действия (АДД)  была  вновь  существенно  реформирована.

Постановлением Государственного Комитета Обороны № 7082 от 27.11.1944г. АДД   была  реорганизована   в   18-ю  ВА   и   подчинена  командованию  ВВС.

По одной из  версий,  Верховный  Главнокомандующий  И.В. Сталин,  остался  крайне  недоволен эффективностью ударов АДД  по  объектам  в  Финляндии и  Венгрии. Эти страны тогда не удалось вывести из  войны. Из полного наименования частей и соединений  было  мстительно  вырвано определение «Дальнего Действия». Отныне авиационные полки дальнего действия (АП ДД),  стали именоваться просто бомбардировочные авиационные полки (БАП). При этом номера обычных частей сохранились,  а номера некоторых гвардейских авиаполков и авиадивизий во избежание путаницы с гвардейскими  частями  ВВС,   получили  новые  порядковые  номера.   

За гвардейскими авиакорпусами нумерация  сохранилась.  Причиной изменения нумерации  стало то,  что к ноябрю 1944г. в  АДД  имелось уже  35 гвардейских авиаполков,  а в  ВВС было еще  более 200 гвардейских  авиачастей, причем также с последовательными номерами  без  пропусков.

После передачи в ВВС, некоторые гвардейские БАП  АДД,  получили «двойников».    Поэтому,  гвардейским  полкам  бывшей   АДД,   решили  присвоить  новые  номера,   начиная   с   220 - го.  

Позднее положение все-таки пересмотрели: номер изменялся только в том случае, если  в ВВС уже имелся «бомбардировочный» двойник.  Если же, соответствующий  гвардейский  номер  имел истребительный  или  штурмовой  полк,   то  гвардейский  полк,  бывшей   АДД,   сохранял   нумерацию.

Таким образом, была нарушена стройная система гвардейских обозначений  в  ВВС  (ранее номера гвардейских  авиачастей  не  повторялись).

Именно тогда,    5-й  гвардейский авиаполк дальнего действия стал именоваться   «  5-й  гвардейский   Севастопольский    бомбардировочный   авиационный   полк  ».

Директива     ГШ   №  орг/10/315706   от   26. 12. 1944г.

Кроме того, 28 декабря 1944 г., в связи с реформированием 50-й Крымской бомбардировочной авиационной дивизии, в составе которой полк прошел почти всю войну (командир -  генерал-майор авиации  Меньшиков Ф.И.),    5-й  Гв.  БАП    передан  в состав 11-й Гвардейской Орловско-Берлинской Краснознаменной бомбардировочной авиационной дивизии (командир - генерал-майор авиации Балашов И.Ф.) 1-го Гвардейского Смоленского бомбардировочного авиационного корпуса(командир, генерал-лейтенант  авиации  Тупиков Г.Н.). 

                    В 1944г. аэродромами  базирования были:

•   ХОТИЛОВО   (под Ленинградом);

•   РОТМИСТРОВКА    (с  апреля 1944г.)  -   (Черкасская   обл.   Украины);

•   дер. СУТИСКИ         (Винницкая   обл.  Украины   (с  мая 1944г.);  

•   ЧЕМЕРОВЦЫ           (Хмельницкая   обл.  Украины);

 

1945 г.

В  Новогоднюю  ночь  с  31  декабря 1944г.  на  1 января  1945г.,  полк  полным  составом,   в  24.00  по местному  времени   нанес  удар  по  Будапешту   (цель  № 19  – Королевский  дворец).

После возвращения на  базу  объявили,  что  4 января 1945г. полк должен перебазироваться на  аэр. Клецк в  Минской  обл.  Белоруссии.     Одновременно,  соседний  по  11-й   БАД,

157   Гв. БАП   перебазирован  на  аэр.  Новая Мышь  под  г. Барановичи (Брестская обл).

В  феврале 1945 г.  бомбили Кенигсберг,  а  в  марте  19  экипажей  летали  на  Данциг.

В ночь на 23 марта 1945г. экипаж дважды Героя Советского Союза майора В.Н. Осипова участвовал в срыве эвакуации морем гитлеровских войск из порта Пиллау. Для улучшения прицеливания командир принял решение снизиться. На боевом курсе  произошло неожиданное  -  бомба,  сброшенная с летящего выше самолета, попала в левую плоскость самолета Ил-4.  Но Осипов с боевого курса не свернул, перекрыл левую группу бензобаков, запустил остановившийся мотор и четко выполнил все команды штурмана Героя Советского Союза майора  Гущина Бориса Петровича. Серия бомб крупного калибра накрыла корабль противника.   За время войны Василий Николаевич Осипов совершил 374 боевых вылета, проведя  в  небе около 1 400 часов.

8  марта 1945г. полк  начал  перебазирование  на  аэр. Бельск  южнее  г. Белосток. Откуда вскоре  был выполнен  первый  вылет  на  Данциг  (нынешний Гданьск).

Особенно тяжелы были полеты на Балтику.  Из спасательных средств – только спасательные жилеты. По непонятным причинам, спасательные лодки экипажи так и не получили. А вода в море даже летом холодная – долго не продержишься.   Да  и вообще, летать над морем всегда неприятно было, особенно ночью в ясную погоду – звезды вверху и внизу,  при маневрировании особенно на малой высоте всегда легко было потерять  пространственную  ориентировку.

16 апреля  экипажи  полка совершили 31 боевой вылет на бомбометание опорных пунктов обороны Берлина.

В 1945г.,  действуя с аэродрома  Бельск  (40 км южнее г. Белосток, ныне Польша)  наносятся удары, главным образом, по железнодорожным станциям и промышленным объектам Германии, по оборонительным сооружениям на Берлинском направлении  (Зееловские  высоты),   и  непосредственно по  г. Берлину.

В  апреле 1945г.  нанесены  бомбовые  удары  по крепости  и  г. Кенигсберг.

Последний  боевой вылет был совершен 30 апреля 1945г. на бомбардировку порта Свинемюнде на побережье Балтийского моря, откуда удирающие немецкие войска на любых плавсредствах  уходили на остров  Борнхольм (Дания). У фашистов уже не было средств ПВО. На порт были направлены несколько БАП, поэтому стоило опасаться только столкновения  со  своими  самолетами.  

Одна группа была направлена  на  порт Штральзунд,  где немецкие части спешно грузились на корабли и стремились  уплыть  в  Данию  для  сдачи  в  плен  западным  союзникам.

Естественно,  все,    что  было  в  этих портах,  уничтожили,  затопив  при этом множество  кораблей  и  других  плавательных  средств.

3 мая 1945г. личный состав полка получил благодарность от Командующего 2-м  Белорусским фронтом маршала Рокоссовского.  Всему составу полка она была оформлена и персонально  выдана  в  виде Благодарственного  письма.

Ночью  8  мая,  начальник штаба полка первым узнал о капитуляции Германии  и от радости не удержался,  сообщил об этом дежурному по полку.  И новость разлетелась по полку.  Все, кто в чем, выскочили на улицу, палили в воздух из всех видов оружия, пускали ракеты, радовались.

Утром, командир полка на построении проверил оружие у первого же попавшегося офицера, и выяснилось, что ни  у кого,  нет ни одного патрона.  А офицеры «СМЕРШа» потом рассказывали,  что  именно   в  ночь с 8 на 9 мая,  диверсанты  Армии  Крайовой  планировали нападение на аэродром Бельск и на казармы, где жил личный состав полка, но благодаря  праздничному шуму  и  стрельбе  их  отпугнули,  и  они  убрались.

А ведь таких случаев было много в войну,  да и в первые годы после нее.  Польская  Армия Крайова отличалась особой жестокостью в отношении советских военнослужащих. Вырезали караулы. Перед убийством наших солдат над ними  измывались – звезды на теле по живому резали.  Но поскольку поддержку у большинства  населения  Армия Крайова  не  имела,  то в мае 1945г. она решила прорваться на территорию, оккупированную западными союзниками.  И самый последний  боевой вылет на западе полк  выполнил  19  мая 1945г.,  когда бомбили подразделения и обозы  Армии  Крайовой  на марше, пытавшиеся  прорваться  на  соединение  с  западными  союзниками.

В годы войны, в отличие от летчиков-истребителей,  перед каждым боевым вылетом экипажи сдавали документы и награды своим техникам, а летали в гимнастерках и комбинезонах  без  погон и других знаков различия.

В случае их гибели, награды и личные  вещи  хранились  в  полку примерно 3 месяца,  а  затем пересылались родственникам.

На  9  мая 1945г.,  в  полку имелось  боеготовых  34  экипажа.  

Из  них  29,  были отлично  подготовлены  для  выполнения   боевых   задач  ночью.

Исключительно велики заслуги технического состава полка. Их вклад в общее дело Победы трудно переоценить.  Не их вина, что награды заслуженно  доставались в основном, летному составу. К примеру, всю войну в полку служил техником (старшим техником) лейтенант  Цыганков  Георгий Степанович. Пришел он в полк еще в 1940г после окончания авиатехнического училища.  Его самолет всегда был готов к вылету. Иногда из двух-трех разбитых машин, он с товарищами за ночь готовили  и выставляли к полету боеготовый самолет. За обеспечение боевых вылетов он награжден двумя орденами Красной Звезды. В послевоенный период служил заместителем командира АЭ по ИАС. Вся служба прошла в родном полку. Уволился в запас  в  1961г.  Многие годы жил  в  г. Новочеркасск  Ростовской обл.,  где  работал   в  Новочеркасском    политехническом  институте.

Всего за годы войны было совершено 7 624 боевых вылета,  в том числе 928 - днем,   6 696 - ночью.  Общий  налет  полка   составил   24 111 часов.   

Сброшено 73 168  штук авиабомб различных калибров,   что составило  8 017  тонн.  

Использовано  патронов:   УБТ - 21 200шт.,   ШКАС - 536 025 шт.,   сброшено листовок -  8 139 300  экз.

Согласно  архивным документам полка в результате бомбардировок уничтожено самолетов противника:   на земле - 195,   в воздухе - 64,    танков и бронемашин -  123,    складов  - 74,   штабов - 2,    переправ - 15,    мостов - 6,    эшелонов - 129.

 В  ходе пяти  вылетов выброшено  в тыл  противники 17 человек из числа  десантных групп.