Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Как я попал на легендарный Ту-22

 

   Мечтал с детства стать летчиком, но, увы, не прошел медкомиссию в летное училище, хотя был здоров и годен. Ошибки медиков влияют не только на здоровье, но и на судьбу человека. Окончил техническое училище, попал в гарнизон Прилуки на самолет Ту-16 техником по СД.  

Над аэродромом  часто пролетали самолеты, о которых я не знал. Старший техник объяснил, что это Ту-22Р из Нежина  и, что из полка техник переучился и летает на них оператором. Позавидовал - вот бы мне также. Техник по СД, как оказалось, весьма дефицитная  профессия («хозяин самолета» без званий и перспектив, но которому доверяют свои жизни летчики). Отпускали летать всех спецов, но только не СД. И все же мне повезло.

Из училищ, почему то прислали с переизбытком молодых лейтенантов-технарей. Пять человек разных специальностей послали на медкомиссию, которую прошел только я.

И вот Рязань, Дягилево, полгода кропотливой учебы. Учиться было очень интересно, переживал только, что не освою какофонию Морзе, а какофония, как оказалось, представляет собой музыку, слух был хороший (в детстве учился в музыкальной школе) и она давалась относительно легко. Преподаватель, м-р Гусев, говорил нам, что к выпуску вы у меня птиц «понимать» будете.

   Успешно прошли летную практику, сданы экзамены. Документы об окончании центра переучивания вручал генерал-полковник Безбоков В.М., который пообещал, что все выпускники будут летать. Но «до летать» было еще далеко.

Вернулся обратно в полк, через полгода был назначен старшим техником самолета. День за днем шла служба, а летный горизонт отодвигался все дальше и дальше. Ходил в класс радиосвязи, чтобы поддерживать навыки приема сигналов и работы на ключе.

Теоретические знания, полученные в Рязани, стирались. Решил не сдаваться и бороться, во чтобы то ни стало. Попал на прием к командиру полка в Нежине, увы: "У нас из своих переученных очередь в операторы"- сказал он. Затем отправился в Озерное, и там - та же песня.

Но спасибо начальнику ВО и ТП полка Новику Г.Б. (чем-то я ему понравился, видимо), который убедил командира взять меня.

И вот, спустя 3 года после переучивания,  сбылось, пришел приказ из Смоленска о назначении оператором Ту-22 в 341ТБАП.

Приказ пришел еще и на Сутулина Владимира, который переучился на год позже меня. В Озерном усиленно штудировали теорию, восстанавливали забытое, благо, конспекты сохранились. Почти месяц кропотливой работы,  в постоянной учебе и тренинге.  Экзаменовали друг друга по системам самолета, аварийным ситуациям.

Помогали нам опытные операторы, инженеры и техники. Занимались спортом, «режимили». Володю вспоминаю добрым словом, прекрасным  оператором стал. Инженерам по специальностям и начальникам служб сдали экзамены.

На 3 июля 1981 года попал в плановую таблицу. Первый полет с замкомандира АЭ Полуниным М.П., после посадки ритуал: стукнули задним местом об стойку шасси. И началась ежедневная летная работа.

 Командиром был Разин С.Я.(прекрасный человек, командир, талантливый летчик – будущий генерал, я и сегодня подшучиваю над ним: не забывай мол, кто тебя в генералы вывел), штурманом  Камалетдинов Р. (умный, неконфликтный, всегда готовый прийти на помощь).  

Фото 1.  С первым командиром РАЗИНЫМ С.Я. 

 

   Фото 2. Знаменосцы полка НИКИТИН А.П., КИРИЙ Н.Н., КРАМАР В.

За годы службы летал со многими командирами в штатном экипаже: с Жеребцовым В.И (позже он с другим экипажем посадил самолет на ВПП с убранным шасси, самолет сегодня стоит на постаменте в гарнизоне), Колупаевым Э.Е., Кирием Н.Н., Хоммиком В.Е., Леоновым С.А. (стал профессором, преподавал в ВВА им. Гагарина). Штурманами были: Михонов А.И., Азнабаев Р.,  Кочин О.И.,  Деревяго Н.Ф. 

Фото 3. Ту-22, борт 54    

В составе  экипажа Леонов С., Деревяго Н., Никитин А. было несколько эпизодов, заставивших поволноваться:

на взлете почувствовали сильный толчок сразу после отрыва (был выпущен тормозной парашют) , но командир успел нажать сброс, и мы не «клюнули носом» , взлетели;

еще, как-то на взлете оторвалось колесо основной стойки, следы от обломков были на фюзеляже, в районе стабилизатора, благо, они в двигатель не попали, но посадка была идеальная. 

   Довелось летать с такими легендами полка, как: Казаков Ю.И., Тихачев А.П., Чернышов И.И. Самые теплые воспоминания о них.  Удивили люди в полку, было ощущение, что всех пропускали через фильтр порядочности и профессионализма.  

Наверное, объяснение этому - самолет Ту-22, который не прощал подлости, халатности и не принимал наше русское "авось", требовал глубоких, системных знаний, дружбы, взаимовыручки.  

Фото 4. Эскадрилья на строевом смотре. Справа от меня - ДЕРЕВЯГО Н.Ф. 

Отношения летного состава полка  с техническим были прекрасными, и сильно отличались от гарнизона Прилуки.

 

Фото 5. В СУДАКЕ НА ВЫЖИВАНИИ. НИКИТИН А.П., ШНЫРЕВ Ю.А., АЗНАБАЕВ Р., ТИХАЧЕВ А.П., ЖЕРЕБЦОВ В.И. 

Вспоминаются  учения с перебазированием полка на дальневосточный театр военных действий, из Озерного в гарнизон Белая Иркутской области. Как выполняли  задание над тайгой.

Европейская часть страны ночью  светится как Новогодняя елка, летать комфортно (если это слово употребимо к боевому самолету), а на востоке на сотни км темень и мрак и невольно приходилось прощупывать «Макарова» в комбинезоне. 

Месяц подготовки обеспечил выполнение непростых задач.   В благодарность за тяжелый труд, после прилета, нам устроили парко-хозяйственный день в субботу. Сейчас вспоминаем с улыбкой, тогда было обидно.

Вспомнился еще один подарок нам на день ВВС: подняли по тревоге в 4-00, вручили лопаты и мы разгружали вагоны со щебнем до вечера (но силы отметить наш праздник остались).

А как-то в январе месяце готовились к комиссии ГИ МО, на аэродроме снег, из под него выглядывает мерзлая трава, и мы косим ее косами (шуткам и ерничеству не было предела).

   Работа оператором  мне нравилась, круг обязанностей был большой. Если на Ту-16 каждая должность дублировалась, то на Ту-22 все по одному.

В мои функции входили:

Работа с энергооборудованием самолета, системой кондиционирования (важная функция жизнеобеспечения экипажа, при этом необходимо было сберечь водоспиртовую смесь, одной из оценок техническим составом  профессионализма оператора -  с какой температурой «привезли»  бак со «шпагой» после полета);   

Быть глазами экипажа в задней полусфере с помощью телевизионного и радиолокационного прицелов,  управлять кормовой пушечным установкой.

В помощь экипажу у оператора стояла система предупреждения облучения РЛС, БРЛС противника.

Также приходилось управлять  станциями РЭБ и применять пассивные помехи.

УКВ-связь была тоже обязанностью  оператора, особенно важна она в боевом порядке на маршруте полета. 

Ну и связь КВ, куда ж без ти-ти-та-та.

 

Фото 7. ДЕНЬ ВВС 2017. НИКИТИН А.П., СУЗДАЛЕВ М.В., ЛЕНИН В.И., СОКОЛОВ С.М., ПАЛЯНИЧКО С,И., ДЕРЕВЯГО Н.Ф., НАУМЕНКО С.А.

 

 

Фото 8. ДЕРЕВЯГО Н.Ф., НИКИТИН А.П., КАЧАРМИН В.Ф., ЛЕОНОВ С.А., КОЖИН Ю.П., РЫЖАКОВ А.А. 

 

Фото 9. Друзья на встрече 341 ТБАП. Паляничко С.И., Никитин А.П., Соколов С.М., Науменко С.А. 

 

Фото 10. НИКИТИН А.П., НАУМЕНКО С.А., СУЗДАЛЕВ М.В., РАЗИН С.Я., СОКОЛОВ С.М., ДЕРЕВЯГО Н.Ф., ПАЛЯНИЧКО С.И.

 

Фото 11. С тестем ГЕРАСИМОВЫМ С.Е., ВЕТЕРАНОМ 341 ТБАП 

 

Спасибо 341 ТБАП, ракетоносцу Ту-22. Он сделал нас родными.

Александру Краснянскому  спасибо огромное за труд по сохранению памяти о Ту-22. 

С уважением, Никитин Александр Петрович