Краснянский Анатолий Борисович 

Военный лётчик ДА

Начальник штаба 22 гв.тбад

Гвардии полковник 

 

 Родился 20 января 1932 г., пос. Кутейниково, Амвросиевского района, Сталинской (Донецкой) области. В некоторых старых документах можно ещё встретить дореволюционное название Юзовка. Потом Сталино, потом Донецк.


1939 год. пос.Кутейниково

 Мой дед, Борис Александрович Краснянский, пришёл с войны инвалидом. Кормить большую семью было трудно и он послал сына учиться в техникум в г. Дзауджикау (Владикавказ).

 В 1951 году мой отец поступил в Балашовское ВАУЛ и закончил его в 1953 году по 1 разряду. Затем весь его набор перевели учиться в Омское лётное училище на самолёт Ил-28. Мой отец закончил и этот дополнительный курс обучения по 1 разряду и получил диплом с отличием в 1954 году.

Балашов, 1953 год

 

С другом, Магомедовым Русланом

 

По жизни им встретиться так и не пришлось. Но память об этих ребятах отец хранил всегда. До армии он был альпинистом, когда учился в Дзауджикау. Нынешний Владикавказ. Осетины - мужественный народ. В одной связке они прошли несколько вершин. В том числе Эльбрус и знаменитый ПРИЮТ 11-ти  

 

1954 год

Советский офицер!

Форма с иголочки, погоны ещё не обмяты. 

 

По распределению получил назначение в Московский особый военный округ ВВС, в гарнизон Мигалово.

Знаменитая Калининская парадная дивизия, 56 бад, в те времена была укомплектована по штатам фронтовой авиации самолетами Ил-28. Мой отец летал командиром экипажа на самолетах Ил-28 в 173 бап (в/ч 10214).


После переучивания на Ту-16, ст. л-т Краснянский был назначен в том же гарнизоне в 173 бап (в/ч 10214), где летал сначала помощником, а потом командиром корабля Ту-16. Первоначально, эскадрильи Ту-16 имели 7 экипажей и должность начальника штаба (НШ) АЭ называлась адъютант АЭ. На эту должность мой папа назначается в 1959 г.

Вскоре все эскадрильи на самолетах Ту-16 перешли на штат 9 экипажей и уже капитан Краснянский А.Б. переназначается летающим НШ в той же, 2-й АЭ. Командиром АЭ был еще фронтовой летчик п/пк Соколов.

В 1963 г. мой отец назначается помощником НШ в 45 тбап (в/ч 03488) на самолетах Ту-16.

 

С этой должности в 1964 г. поступил в ВВА им.Гагарина на заочное отделение.

           

В 1965 г. получил назначение в 203 гв.тбап (гарнизон Барановичи) - заместителем НШ полка – начальником оперативного отделения. В то время служили : командир полка п-к Волков Александр Никитович (будущий Командующий ВТА, Министр Гражданской Авиации СССР,  Маршал авиации СССР), а затем п-к Долгих Анатолий Васильевич (будущий заместитель командующего 46 ВА ВГК (СН), генерал-майор авиации), НШ полка - м-р Вавилин Иван Андреевич, заместитель по ИАС - м-р Быстров Анатолий Александрович (будущий генерал-майор, ГИ 8 ОТБАК, начальник Калининградского ВАТУ)

НШ 203 гв.тбап п/п-к Королёв Ю.Л., ЗНШ м-р Краснянский А.А с начальниками служб полка. 1967 год


25-летие 203 гв.тбап, 1966 г 10 августа.  Старый стадион авиагородка, г-н Барановичи. ЗНШ полка, к-н Краснянский А.Б. во главе Знаменного взвода. Справа от Знамени идёт м-р Шитиков Иван Андреевич, штурман полка, секретарь парткома полка; Панов его сменил на этом посту. В центре Эвенблат Владимир Николаевич

        

В 1970 г. назначен с повышением в 290 одрап НШ полка (гарнизон Зябровка, Гомель). Командир полка - п-к Лелеков Александр Яковлевич, заместитель НШ полка - м-р Протопопов Пётр Митрофанович. 

По окончании ВВА им.Гагарина, в конце 1971 года, был переведен на должность НШ  22 гвардейской тяжелобомбардировочной авиационной дивизии (гарнизон Бобруйск), где все три полка и дивизия стали гвардейскими в период боёв Великой Отечественной войны. 

 

Командир дивизии - генерал-майор Долгих А.В., заместитель - п-к Бирюков Евгений Афанасьевич (впоследствии генерал-майор авиации, командир 22 тбад), заместитель по политчасти п-к Шамбаров Евгений Григорьевич, заместитель по ИАС гв. п-к Быстров Анатолий Александрович.

 

 

Последние 7 лет своей службы в ВС СССР он прожил заботами этого прославленного соединения, которое в то время стали называть "Золотая Дивизия". Произошло это с "лёгкой руки" командующего ДА, генерал-полковника В.В.Решетникова, после того, как по тревоге вся дивизия поднялась в воздух за 20 минут! В ДА такой организации и результата взаимодействия служб и подразделений ещё не было. К сожалению, повторить такое никто из последующих командиров так и не смог.

Интересная и сложная служба была посвящена вопросам организации повседневной жизни полков в дивизии, оснащенной самолетами Ту-22 и Ту-16.


Постоянно возникающие многочисленные  вопросы надо было решать мгновенно и принимать персональную ответственность за всё, чем жила знаменитая дивизия. Непростые, а порой и драматические, обстоятельства могли поставить в тупик любого мудрого руководителя.

Эндель Карлович Пусеп с управлением 22 гвардейской дивизии. Он летал в этой дивизии во время войны

 

Приходилось решать не только многочисленные текущие задачи, но и нестандартные - от переброски тракторов самолётами по личной просьбе П. М. Машерова, Первого секретаря ЦК КП Белоруссии, до разработки новых методов боевого применения ракетоносных групп Ту22 по назначенным морским и наземным стратегическим целям, таким как авианосные ударные соединения и авианосные ударные группировки ВМС США, объекты государственного управления стран НАТО.

Особо запомнились разработка и организация блокирования выхода корабля под командованием кап. 3 ранга Саблина на Балтике, а также встреча Ж.Помпиду и Л.И.Брежнева в Минске...

Награжден Орденом  «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени и многими медалями за безупречную службу.

Мои родители поженились 19 октября 1954 года. Маму звали Мария Никифоровна. К тому времени она закончила Ростовский педагогический и Ростовский учительский институты. Филолог и учитель русского языка и литературы. Через год у них родился сын.

 В 1978 году на учениях 6 ОТБАК, во время ввода в строй на должность заместителя НШ ОТБАК, у Анатолия Борисовича наступило внезапное ухудшение самочувствия. Решение медиков было безапелляционным.

В 1979 году гвардии полковник Краснянский А.Б. ушёл в отставку по болезни.

6 ноября 1982 года после тяжелой продолжительной болезни он скончался.
           

50 лет яркой, насыщенной жизни пролетели очень быстро.

Похоронили Анатолия Борисовича на Северном кладбище г.Минска, участок 76. Остановка автобуса "Вторые ворота".

Пешком от ворот до могилы идти 15 минут.

От ворот прямо идти до первого перекрёстка. Налево и вверх до первого перекрёстка. С левой стороны за перекрёстком начинается 76-й участок. Слева пятая у дороги. 

 

Координаты могилы  N53.59042.  E027. 33164

 

 

Острое чувство потери должно бы с годами притупиться. Но боль никуда не ушла. Мне его до сих пор не хватает.

Уже 10 лет как нет моей замечательной мамы. 

Как быстро летит время!

                                                        Александр

 

 

Ссылка на фотоархив