Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Майор, штурман  3 АЭ  121 гв.тбап

Общий налет 3500 часов

Автобиография

     Родился 17 июля 1930 г. в Москве в семье служащего.  Крещен в Елоховском  Соборе.

            Отец – Михаил Дмитриевич, служащий предприятия «Мосгорзакупка».  В 1938 г. отец был репрессирован и сгинул в Карельских лагерях НКВД.

            В годы войны, вместе с мамой Анной Васильевной Михаловской  проживал у бабушки  в  поселке Никологоры Владимирской области.  В 1945г. семья вернулась в Москву, где после окончания 7 класса СШ, поступил в Московский машиностроительный техникум.

            Окончив 2 курса техникума, в 1947 г. перевелся в Московское аэрофотосъемочное училище. В 17 лет, был самым молодым среди сокурсников. Учился в группе фронтовиков, что оказало решающее влияние на всю дальнейшую судьбу.

            В 1949г. на практике в  Казахстане  на самолете По-2 выполнял аэрофотосъемку огромных площадей прилегающих к реке  Урал. В послевоенные годы, вдоль реки Урал, высадили лесопосадки шириной по 600 м., для контроля за их состоянием и проводились аэросъемки.

            Первый полет выполнил 18 августа 1949 г.

            Практика длилась 3 месяца. Летал над местами, где погиб Чапаев.  Налет на По-2 - 30 часов.  В 1951г. окончил училище и получил специальность «техник  аэрофотографии». По направлению убыл в г. Новосибирск  в  Управление геодезии и картографии.  Носил форму  ГВФ.

    2 месяца работал  в экспедиции в районе реки Подкаменная Тунгуска на должности «фотолаборант». Затем, назначен на должность «бортоператор по фотооборудованию». С аэродрома «Мариинск»  летал в составе экипажа самолета А-20 «Бостон».

            С апреля 1951г. выполнял фотосъемки огромных участков местности в Западносибирской низменности между реками Обь и Енисей. С их помощью впоследствии выпускались топографические карты различных масштабов, вплоть до километровки. Полеты выполнялись длительностью 8 часов, при облачности не более 3 баллов.  На  А-20  налетал 211 часов (53 полета). В отряде из 11 самолетов, за год произошло 4 катастрофы.

    В июле 1951г. обратился в военкомат г. Новосибирска, откуда по разнарядке отправили в Челябинское ВАУШ.  Успешно сдал вступительные экзамены: математика, физика, русский язык, Конституция СССР.  Днем начала воинской службы тогда считался  день прибытия в училище - 1 августа 1951 г. 

            Воинскую присягу принял 7 ноября 1951 г.  На первый курс набрали батальон курсантов в количестве 720 человек – 4 роты по 180 чел. На вооружение ДА поступили Ту-4, остро не хватало штурманов. Быстро пролетели 2,5 года учебы. За все время обучения, не считая ежегодного отпуска, в увольнении был только 1 раз.

            31 марта 1954г. завершил учебу в Челябинском ВАУШ  и  получил  «Диплом с отличием». 

    В марте 1954г. прибыл  в  121 ТБАП на должность «штурман – бомбардир» (официально должность называлась  «помощник штурмана корабля»). Летал в экипаже командира корабля капитана Алферова (штурман корабля ст. лейтенант Лещенко) в эскадрилье Героя Советского Союза подполковника Хрущева Ивана Максимовича, о котором остались самые добрые воспоминания на всю жизнь.

             Далее, становление проходил в экипаже командира корабля капитана Морозова Александра Ивановича. Начались интенсивные полеты на корабле Ту-4. Вскоре, получил благодарность от командира полка, Героя Советского Союза полковника Алехновича Антона Адамовича за отличное бомбометание на полигоне «Лунинец».

    Летали на Ту-4Р на предельную дальность, вплоть до острова Шпицберген. Уже 16 апреля 1955 г., всего лишь через 1 год после окончания училища,  стал штурманом корабля Ту-4Р. Затем – переучивание на Ту-16Р.

            12 февраля 1959г. назначен на должность штурмана отряда.  На основании приказа МО СССР за № 0093 от 29 августа 1961г. присвоена квалификация «Военный штурман 1-го класса».  В составе экипажа командира корабля майора Осипова садился на ледовый аэродром о. Земля Александры (архипелаг Земля Франца Иосифа).

    2 февраля 1964г. допущен к практическому переучиванию на самолете Ту-22.  С 18 сентября 1967г.штурман эскадрильи самолетов  Ту-22П. 

            Вся служба прошла в родном полку. Свой богатый опыт передавал молодым штурманам и летчикам полка.

            В 1968г. лично обратился к Командующему ДА по вопросу повышения штатного должностного звания штурмана корабля до звания «капитан». Однако, Маршал авиации Агальцов Филипп Александрович, не поддержал предложение.  Он прекрасно знал и понимал, что в  условиях тех лет, это было невозможно.  В 1969 г. допущен к полетам на самолете Ту-22 по очередным полетным заданиям и к инструкторской работе на самолете Ту-124УШС.

            21 ноября 1975 г.  подготовлен к боевым действиям в плотных боевых порядках АЭ к борьбе с радиоэлектронными средствами противника днем и ночью в СМУ со взлетом и посадкой при установленном минимуме погоды с базовых аэродромов, на полный радиус действия самолета Ту-22 на всех высотах от предельно малой до практического потолка согласно КБП-71.

Награжден

Орденом Красной Звезды (1957г.)

Орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»  3 ст.  (1975 г.)

и медалями за безупречную службу.

 Награжден нагрудным знаком  «Ветеран штурманской службы ВВС».

    За период службы совершил 10 парашютных прыжков.

            Уволен приказом  ГК ВВС № 064 от 24 января 1979г. в возрасте 49 лет. Мог бы служить и дальше, но, непреодолимые жизненные обстоятельства, заставили это сделать (смерть единственной дочери-студентки в возрасте 21 год).

            С 1988 г. проживаю в Минске.

Ссылка на фотоархив