Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Полковник, командир полка, Заслуженный военный летчик СССР

Общий налет - свыше 3000 часов, на Ту-22 - 400 часов

Биография

             Родился 27 ноября 1922 года в Башкирской АССР, Стерлитамакского района, село Нижняя Сергеевка, в семье крестьянина.

            В 1941 году, окончил среднюю школу при ст. Туркестан.

            В 1941 году добровольно пошел в летную 73 школу ГВФ (12.05.1941 г. по 01.09.1941 г.) при г. Сыр-Дарья Узбекской ССР, через Туркестанский РВК Казахской ССР. В августе 1941 года по окончании школы был направлен в г. Чкалов в 1-ю ЧВАШ, где прослужил до мая 1942 года в должности курсанта.

            Военную присягу принял 10 октября 1941 года.

            В мае1942 года был переведен в Новосибирскую школу летчиков, которую закончил в июле1943 года с присвоением звания «Младший лейтенант», военное звание «Младший лейтенант» присвоено 06.12.1943 г., приказом АДД №-0552/ок.

            В июле1943 года был переведен в Мичуринскую офицерскую школу ночных летчиков, которую окончил в августе1944 года. После окончания был переведен слушателем 2-й Ивановской высшей школы ночных экипажей АДД в городе Владимир, Ивановской области. После окончания школы был направлен в 333 Бомбардировочный авиационный полк, где был назначен на должность командира экипажа. В декабре 1944 года был назначен командиром корабля 333 БАП.

В составе 333 Бомбардировочного авиационного полка принимал участие в боевых действиях с декабря 1944 года по 09.05.1945 года.

            Из аттестации на исполняющего должность командира корабля 333 БАП младшего лейтенанта Палагина Н. К.:

- «… Смел, решителен, настойчив, инициативен. Летает на самолетах: ПО-2, Р-5, СБ, ИЛ-4 и ЛИ-2. Общий налет 240 часов, в том числе ночью 60 часов. Материальную часть самолетов знает хорошо. Большое уважение имеет к бомбардировщикам, в частности к ЕР-2…»

-вывод: - Занимаемой должности соответствует и подлежит утверждению таковой. Достоин присвоения очередного воинского звания «Лейтенант» и оставления в кадрах РККА мирного времени. Зам. Командира 2 АЭ 333 БАП Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант /Попов/, 12 июня 1945 г. 

             Из аттестационного листа на присвоение очередного воинского звания командиру корабля 333 БАП младшему лейтенанту Палагину Н. К.:

- «…летает на самолетах: У-2, Р-5, СБ, ИЛ-4, ЛИ-2, ЕР-2. Имеет общий налет на данных типах самолетов 250 часов, из них 60 часов ночью. За короткий период пребывания в части в совершенстве овладел новой материальной частью самолета ЕР-2 с мотором АЧ-30Б. Один из первых командиров кораблей вылетел самостоятельно на самолете ЕР-2. Летает уверенно. Техника пилотирования отличная…»

-вывод: Занимаемой должности соответствует. Достоин присвоения очередного воинского звания «Лейтенант». Командир 333 БАП гвардии майор /Засорин/, 20 августа 1945 года. 

            В 1946 году был назначен командиром звена 240 гвардейского полка г. Минжитец, Польша.

            Из аттестации за период с января 1946 года по декабрь 1947 года на командира звена 240 Гвардейского БА Севастопольско-Берлинского Краснознаменного полка гв. лейтенанта Палагина Н. К.:

-«…летает на самолетах: ПО-2, Р-5, СБ, ЛИ-2, ЕР-2, ИЛ-4. Общий налет 404 часа, из них ночью 59 часов. Техника пилотирования отличная. На самолете ИЛ-4 летает днем в сложных метеоусловиях. … Летает с инструкторского сиденья в открытую и в облаках…» 

-вывод: - Занимаемой должности командира звена соответствует. Достоин продвижения по службе на заместителя командира АЭ. Командир АЭ 240 ГВ. БАП гвардии капитан /Резниченко/, 10 ноября 1947 года. 

            В 1948 году был назначен заместителем командира АЭ 171 гвардейского полка г. Новозыбков. Из аттестации за период с декабря 1947 года по ноябрь 1949 года:

- «… общий налет 652 ч. 4 м., днем 544 ч. 40 м., ночью 18 ч., в облаках 7 ч. 26 м., на высоте 23 ч. 33 м., под колпаком 73 ч. 40 м. Летает на ПО-2, Р-5, СБ, ЛИ-2, ЕР-2, ИЛ-4. Мат. часть самолета ИЛ-4 и мотора М-88б знает отлично, эксплуатирует грамотно. Аварий и поломок не имеет...»

- вывод: - должности зам. Командира АЭ соответствует. Достоин назначения на должность командира эскадрильи. Командир 4 АЭ 171 ГВ. БАП, гвардии капитан /Мякишев/, 17.10.1948 г.

            С февраля 1952 года по декабрь 1953 года командир авиаэскадрильи 171 гв. бомбардировочного авиационного полка.

            Из аттестации за период с ноября 1949 года по ноябрь 1952 года на гвардии капитана Палагина Н. К.:

- « …Летчик второго класса. Инструктор ОСП. В 1950 году переучился на самолеты Б-25 и ТУ-4. Техника пилотирования отличная. Общий налет 1385 часов, из них ночью 265 часов, в сложных метеоусловиях 135 часов. На самолете ТУ-4 налетал 580 часов, из них ночью 150 часов, в сложных метеоусловиях 102 часа. В 1952 году налетал 235 часов, из них ночью 72 часа, в сложных метеоусловиях 51 час.  Лично подготовил трех инструкторов для полетов по системе ОСП и одного командира корабля. Летает днем и ночью в сложных метеоусловиях, в полетах вынослив, находчив. Материальную часть эксплуатирует грамотно.

    Проявляя большую активность и работоспособность в 1950-51 гг. был хорошим заместителем командира АЭ во всех вопросах жизни подразделения, за что в начале 1952 года выдвинуть на должность командира эскадрильи…»

- вывод: - Должности командира авиаэскадрильи вполне соответствует. Командир 171 ГВ. БАП, гвардии полковник /Липашов/, 14 ноября 1952 года.

            С декабря 1953 года по октябрь 1954 года слушатель высшей офицерской летно-тактической школы командиров частей ДА.

            С октября 1954 года по март 1956 года командир авиаэскадрильи  171 гв. Бомбардировочного авиационного полка.

            Из аттестации за период с октября 1954 года по февраль 1956 года:

- «…Приказом Министерства обороны № -0043 от 7 марта 1955 года присвоено звание «Военный летчик первого класса». Имеет общий налет на всех типах самолетов 1925 часов, из них ночью 379 часов, на самолете ТУ-4 894 часа, в сложных метеоусловиях 376 часов.

     В январе 1955 года переучился на новую материальную часть самолета ТУ-16 с оценкой «отлично». … Имеет налет на самолете ТУ-16 227 часов, из них в сложных метеоусловиях 108 часов. Является хорошо подготовленным инструктором по обучению летного состава днем в простых и сложных метеоусловиях. Закончил полеты по системе ОСП-48.

     В 1955 году дважды участвовал в воздушных парадах - Первого мая и посвященному дню Воздушного флота…»

-вывод: - Занимаемой должности командира АЭ вполне соответствует. По своей теоретической и практической подготовке достоин выдвижения на должность зам. командира полка по летной подготовке, командир 171 ГВ ТБАП, подполковник /Пожидаев/, 07 февраля 1956 года.  

            С марта 1956 года по 14 декабря 1959 года  заместитель командира полка по летной подготовке 171 гв. ТБАП, 45 ТБАД ДА.

     Из аттестационного листа на присвоение очередного воинского звания майору Палагину Н. К.:

- «… Имеет общий налет на всех типах самолетов 2487 часов, из них ночью 637 часов, в сложных метеоусловиях 683 часа. На самолете ТУ-16 налетал 825 часов, из них ночью 280 часов, в сложных метеоусловиях 428 часов. Допущен инструктором днем и ночью в сложных метеоусловиях. Материальную часть самолета ТУ-16 с двигателями РД-3М знает хорошо и грамотно ее эксплуатирует как на земле, так и в воздухе.

… В настоящее время руководит полетами в условиях Арктики. В длительных и высотных полетах чувствует себя хорошо…» Занимаемой должности вполне соответствует. Достоин присвоения очередного воинского звания «Подполковник».

            Из аттестации за период с февраля 1956 года по сентябрь 1959 года на подполковника Палагина Н. К.:

- « …Военный летчик первого класса. Имеет общий налет на всех типах самолетов 2543 часа, из них ночью 666 часов, в сложных метеоусловиях 698 часов. На самолете ТУ-16 налетал 841 час, из них ночью 289 часов, в сложных метеоусловиях 450 часов. Летал на самолетах: ПО-2, Р-5, СБ, ИЛ-4, Б-25, ТУ-4, ТУ-16. Инструктором днем и ночью в сложных метеоусловиях по системе ОСП и СП-50. Техника пилотирования отличная. Летать любит, летает с желанием…»

-вывод: - Занимаемой должности соответствует. Достоин выдвижения на должность командира БАП. Командир 171 ГВ. ТБАП ДА, полковник /Пожидаев/, 16 сентября 1956 года.

 

     Из аттестации за период с сентября 1959 года по октябрь 1962 года на заместителя командира 121 гвардейского отдельного дальне-разведывательного авиационного полка 6 ОТБАК ДА по летной подготовке гвардии подполковника Палагина Н. К.:

-«…Обладает достаточными методическими навыками в обучении летного состава. Высокую требовательность к чистоте полета умело сочетает с показом. …Имеет большой опыт в руководстве полетами днем и ночью в сложных метеоусловиях, умело используя радиотехнические средства. … Личная техника пилотирования отличная. Подготовлен к ведению воздушной разведки в сложных метеорологических условиях на больших и малых высотах с дозаправкой самолета топливом в воздухе днем и ночью, в условиях Арктики и Северных широтах при установленном метеоминимуме погоды: - 150 м. х 1500 м., ночью – 200 м. х 2000 м. по системе СП-50. Является инструктором днем и ночью в сложных метеоусловиях при установленном для него метеоминимуме по системе СП-50. За короткое время овладел сложным видом подготовки – дозаправкой топливом в полете днем и ночью одиночно и в группе. Общий налет на всех типах освоенных самолетов – 2910 часов, из них ночью – 880 часов. На самолете ТУ-16: общий налет – 1220 часов, из них ночью – 510 часов. За 1962 год налетал 95 часов, из них ночью 60 часов, в качестве инструктора 30 часов. Лично руководит подготовкой экипажа УШС ТУ-4.

-вывод: - Занимаемой должности вполне соответствует. Достоин назначения на должность командира авиационного полка с присвоением очередного воинского звания «Полковник». Командир 121 Гвардейского отдельного Краснознаменного дальне-разведывательного авиационного полка, гвардии полковник /Некипелов/, 12 сентября 1962 года.

     Из аттестации за период с октября 1962 года по декабрь 1965 года на командира 121 гвардейского отдельного дальнеразведывательного авиационного полка полковника Палагина Н. К.:

-« …В должности командира 121 ОДРАП с декабря 1962 г. Ранее работал в должности заместителя командира этого же полка. …Лично обучает подчиненных освоению новой авиационной техники. В течение 1964-65 гг. полк освоил самолет ТУ-22. Полковник Палагин в полку первым освоил на самолете ТУ-22 сложные виды боевого применения и грамотно и доходчиво передает свои знания и опыт подчиненным. В 1965 г. лично провел 20 часов занятий по тактике и аэродинамике. … Полк план боевой подготовки за 1965 г. (на 10.12.65 г.) выполнил на 80%, налетав 1848 часов, выполнив 300 маршрутных полетов, 297 полигонных бомбометаний со средним баллом 4,4. Полк находится в завершающей стадии освоения самолета ТУ-22 в дневных условиях. На 12.12.65 г. в авиаполку подготовлено к боевым действиям днем 26 экипажей, а при метеоминимуме днем 16 и приступает к освоению полетов ночью. Средний процент исправности самолетного парка составляет : в 1964 г. – самолеты ТУ-16 – 96%, самолеты ТУ - 22 – 92 %, в 1965 г. самолетов ТУ-22 – 86%. В полку создана хорошая учебная база.

     Лично тов. Палагин имеет общий налет на всех типах самолетов 3178 часов, из них ночью 962 часа. В 1965 г. налетал 66 часов, из них на ТУ-22 – 51 час (в 1963 г. – 91 час, в 1964 г. – 56 часов, в том числе на ТУ-22 – 28 часов). Подготовлен к боевым действиям на ТУ-22р днем в сложных метеоусловиях при метеоминимуме погоды, в этих же условиях является инструктором. Техника пилотирования отличная.

-вывод: - Занимаемой должности соответствует. Командир 6 отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса дальней авиации Генерал-лейтенант авиации /Драгомирецкий/, 14.12.1965 г.    

            С декабря 1959 года по 24.04.1961 года - первый заместитель командира 171 ГВ ТБАП 45 ТБАД, 50 ВА ДА.

            С 25.04.1961 года по 26.12.1962 года заместитель командира по летной подготовке 121 ГВ ДРАП.

             С 26.12.1962 года по 25.02.1969 года  командир 121 ГВАРДЕЙСКОГО ОТБАП.

           7 лет  командовал  полком в наиболее трудный период.  На его плечи легла тяжелейшая ноша освоения полком самого сложного в  эксплуатации  самолета Ту-22.  Личный состав полка сохранил  о своем командире  только прекрасные воспоминания. 

            08 июля 1967 года указом Президиума Верховного Совета СССР присвоена классификация «Заслуженный Военный Летчик СССР».

            За успехи в боевой и политической подготовке 121 ТБАП в 1967 году было вручено Знамя ЦК КПСС, знамя вручал маршал авиации Агальцов.

      За время службы награжден:

- медаль «За победу над Германией» - указ УПВС от 09.05.1945 г.;

- медаль 30 лет Советской Армии и Флота (юбилейная), 23.02.1948 г.;

- медаль «За боевые заслуги», 19.11.1951 г.;

- Орден «Красное Знамя» - за выполнение полетов в сложных м/условиях, 22.02.1955 г.;

- Орден «Красная Звезда» - за выслугу лет в СА, 30.12.1956 г.;

- Орден «Ленина» - за выполнение полетов в сложных м/условиях, 29.04.1957 г.;

- медаль «40 лет ВС СССР» - юбилейная, № 44 от 22.02.1958 г.;

-Орден «Красное Знамя», Указ Пр. ВС СССР от 22.02.1968 года.

     Послужной список Палагина Николая Константиновича, личный номер № Б-031229:

 

Воинские звания

Дата и номер Постановления Совета Министров (СНК) СССР. Дата и номер приказа по личному составу и чей приказ

Младший лейтенант

АДД № 0552/ок от 06.12.1943 г.

Лейтенант

18 ВА № 0286/ок от 31.12.1945 г.

Старший лейтенант

ДА № 0227/ук от 02.04.1949 г.

Капитан

ДА № 070/ук от 24.01.1952 г.

Майор

ГК ВВС № 0347 от 26.03.1956 г.

Подполковник

ГК ВВС № 0417 от 04.04.1959 г.

Полковник

МО № 0882 от 25.06.1963 г.

 

     В 1969 году уволен в запас по болезни с правом ношения военной формы (приказ МО СССР № 0234 от 25.02.1969 года).

     В 1970 г. прошел курсы переподготовки гражданской авиации в г.Ульяновске, после чего работал в аэропорту Минск-1 диспетчером.

     Далее по состоянию здоровья ( после третьего инфаркта) был отстранен медицинской комиссией от работы диспетчером. Продолжил работать начальником штаба гражданской обороны Белорусского Управления гражданской авиации до 1986 года (включительно). 

     Палагин Николай Константинович умер 26 июля 1996 года, похоронен на Северном кладбище в городе Минске.

 

Примечание    

Данная биография составлена по материалам личного дела Палагина Николая Константиновича, внучкой Палагиной Марией Юрьевной.

  Ссылка на фотоархив