Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Нелетная погода и иракские летчики

Нелетная погода и иракские летчики 1 мес. 1 нед. назад #130

  • admingerman
  • admingerman аватар
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сообщений: 49
  • Спасибо получено: 26
- Нелетная погода. - Сказал командир и укоризненно посмотрел на офицера метеослужбы. - Отбой! - Полковник глянул на часы и стал надевать летную меховую куртку. - Предполетные указания в 11.45. Все свободны.
Офицеры молча потянулись к выходу. Полещук догнал старлея-метеоролога и спросил:
- А почему нелетная, Володь? Мороз и солнце - день чудесный!
- Фронт идет, долго объяснять. Короче, если не пройдет мимо зоны полетов, то отбой на весь день.
Полещук понимающе махнул рукой и побежал догонять переводчиков, направлявшихся, как обычно, в летный кафетерий, где с чаем, пирожными и разговорами летный состав обычно коротал время до очередных вылетов.
Кстати, было что вспомнить. Вчера в привокзальном ресторане Гомеля отмечали его, Полещука, день рождения. 33 года, возраст Христа! Отметили скромно, но весело, по-офицерски. А привокзальный ресторан - по одной лишь причине: там подавали вкуснейший в мире бефстроганов с жареной белорусской картошкой, остальное было не столь важно.
- Саня! - Поднялся из-за стола здоровенный Юра Волков, рюмка в громадной руке мастера спорта по вольной борьбе едва просматривалась. - Хочу поднять тост за тебя, моего однокурсника, и вообще - достойного офицера! И за твое очередное звание! Да-да, пацаны, представление уже пошло!
Все потянулись с рюмками к Полещуку, действительно засидевшемуся в красивом капитанском звании.
- Даешь одну большую звезду вместо четырех маленьких! - Крикнул Слава Окунев и лихо опрокинул в рот рюмку.
- Товарищи офицеры! Ребята! - Вскочил Володя Гречанюк. - Я понимаю, что не место и не время. Но хочу сказать. Але! Минуточку внимания! - Он постучал вилкой по бокалу. - У меня вопрос к имениннику. Александр! Какого хрена ты так плотно общаешься с технарями? Ты чего? Ведь они тех-на-ри! Вот летный состав - это да, это...Короче, все понятно.
- Так, парни, объясняю. - Сказал Полещук. - Прошу всех налить. - Готовы? А теперь скажу откровенно и прямо: я не разделяю, и никогда не буду разделять технарей и летчиков. От техников напрямую зависит жизнь и самолета, и тех офицеров, которые выполняют учебно-боевое задание. Летчиков, штурманов и операторов. И мне непонятно, почему до полетов они - друзья-товарищи, а после пьют "шпагу"(смесь этилового спирта с дистилированной водой - прим. авт.), врозь. И "шпагу"-то разную: летный состав - чистую, а технари - отработанную. Вот и морды у них от этой "шпаги" разноцветные: синие, зеленые, красные...А, о чем говорить! - Он посмотрел на своих друзей-переводчиков и поднял рюмку. - За летный и технический состав наших ТУшек!
Бефстроганов был удивительно вкусен. Ресторан постепенно наполнялся народом. Появились и подопечные летчики-иракцы, устроившиеся за соседним столиком. Полещук взял рюмку и пошел к ним. Это были офицеры его 39-спарки: капитаны Луэй и Джавдат. Водку они лишь пригубили - завтра полеты... Впрочем, вечер в ресторане только начинался. Через полчаса Джавдат уже пил коньяк и отплясывал с местными девицами, а Луэй... Нет, его британская, по сути, сущность (колледж ВВС, белый шелковый шарфик) помноженная на знатное происхождение в Ираке - не позволяли расслабляться. Он был бестрастен и холоден, почти не пил.
... В Зябровку возвращались в одном такси. Полещук, Луэй и Джавдат. В общем, 39-я спарка в полном составе только без инструктора, майора Клевцова, заместителя комэскадрильи. Джавдат смеялся, шутил, а Луэй почему-то был мрачен. Пару раз он даже одернул своего штурмана, а Полещук, тронув его за рукав, сказал - не надо.
* * *

...Предполетные указания почему-то не складывались. То не работал магнитофон, то переводчик коряво переводил латинские названия перистых и кучевых облаков, нижние кромки которых... В общем, командир летного центра махнул рукой и отдал команду на полеты. Все вздохнули, и пошли к самолетам.
Полещук направился к своей машине, ТУ-22У, номер 39. Надел наушники, убедился, что иракцы адекватно отвечают и готовы к полету, и дал отмашку. Вышка дала добро на взлет. Полещук, дурея от гула двигателей и вдыхая запах керосина, побежал к вышке. Оглянувшись, он увидел, как его ТУшка пошла на взлет...

...Бля...Отметка пропала! - Сказал оператор. - Нету, ни хрена!
- Так, обожди, все было нормально. - Сказал командир. - Полет по маршруту. Где пропала отметка!?
- В этой точке. 15 минут прошло...
- Не суетись. Должны появиться... Смотри внимательно! Переводчик, связь!
- Нет связи, командир!
- Так, ждем еще пять минут. Дайте связь со спаркой!!!
- Связи нет.
- Оператор, доложи отметку!
- Отметки нет, командир!
- Понял. Дай связь с центром. Твою мать! Центр, бортовой номер 39, пропал с экрана десять минут назад. Предполагаю катастрофу. На борту иностранцы!!!
...ТУ-22У, вернее место падения самолета, обнаружили вертолеты, а вскоре, затарившись "шпагой", туда направилась группа офицеров из Зябровки.
Некоторую ясность внес майор Клевцов, катапультировавшийся с самолета и с поломанной ногой добравшийся до сельского телефона.
- Через четверть часа после взлета, - рассказывал он, - приборы начали зашкаливать, я ничего не мог понять. Сказал Луэю, что беру управление на себя. Самолет начал падать... Я врубил форсаж, и самолет выровнялся, но потом опять начал падать. Я дал команду покинуть самолет. Оба ответили... От перегрузок я потерял сознание и очнулся от потока холодного воздуха из открытого люка. Я подумал, что ребята уже катапультировались, и отжал ручки катапульты. Опускаясь на парашюте наблюдал, как самолет разваливался в воздухе. Никто не отделился...
...Приблизительная картина катастрофы была воссоздана немного позже, когда нашли останки самолета и летчиков. Летчик Луэй, получив команду на покидание самолета, все сделал правильно. Но, по нелепой случайности, замок привязных ремней к катапультированному сиденью оказался расстегнутым, и он остался в кабине, а вниз пошли его оторванные руки... (По этим рукам в лайковых перчатках его и опознали.)
С Джавдатом вообще непонятно. Он вообще не дергался, и воткнулся в белорусскую землю, похоже, с той же улыбкой, с которой он танцевал с девушками из Гомеля. Вот такой был мусульманин.
Разбор полетов делал высокий чин из Москвы, целый генерал-лейтенант. Он говорил о микротрещинах в топливных баках самолета, героизме летчиков...
- Железяка в воздухе - это противоречит самой природе - глубокомысленно сказал он, - катастрофы в воздухе были, есть и будут.
....Провожать летчиков-иракцев собралась вся Зябровка. Провожали, собственно, не арабов-иракцев, а просто летчиков...

Дудченко Владимир Алексеевич, военный переводчик
Первоисточник - http://artofwar.ru/d/dudchenko_w_a/neletnajapogoda.shtml
Ссылка на материалы официального расследования
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Нелетная погода и иракские летчики 1 мес. 1 нед. назад #131

  • admingerman
  • admingerman аватар
  • Вне сайта
  • Администратор
  • Сообщений: 49
  • Спасибо получено: 26
ЕЩЁ РАЗ О "НЕЛЕТНОЙ ПОГОДЕ"

(некоторые пояснения и дополнения к одноименному рассказу Владимира Дудченко)

Владимир Алексеевич Дудченко в прошлом - военный переводчик. Мой коллега и хороший знакомый. Не без его участия я оказался на сайте со своими опусами.
Его повествование под названием "Нелетная погода" (artofwar.ru/d/dudchenko_w_a/), хотя и облечено в форму художественного произведения, основано на достоверных событиях, произошедших в январе 1981 года на военно-воздушной базе "Зябровка" в Белорусском военном округе.
Когда я прочитал произведение, во мне вспыхнули воспоминания почти тридцатилетней давности. И хотя в этой художественной версии были маленькие неточности (о них я сразу сообщил Владимиру Алексеевичу), я был признателен ему за освещение тех далёких событий.
Старшим группы иракских лётчиков был немногословный и рассудительный капитан Луэй, напоминавший внешностью и поведением военного аристократа. Он единственный из пилотов под летной курткой носил на шее голубой шарф. Часто вспоминал свою семью: жену и маленького сына, оставшихся в Ираке.
Вторым, кого я запомнил из этой группы, был старший лейтенант Ваад. Немногословный и спокойный, как и большинство летчиков в мире, своими большими несколько выпученными глазами и крупным орлиным носом он напоминал индуса.
С началом практического курса обучения, когда начались настоящие полеты на самолетах Ту-22, капитан Луэй летал со штурманом капитаном Исмаилом - командиром всей иракской группы, а штурманом у старшего лейтенанта Ваада был старший лейтенант Джавдат - несколько меланхоличный и медлительный.

vaad.jpg


dgavat.jpg


Именно с этим экипажем я работал под началом не только опытного летчика-инструктора, но прекрасного, доброго и очень спокойного человека майора Клевцова Михаила Ивановича. Для полетов этого экипажа был выделен самолет-спарка номер 39.
Вся полётная часть обучения, которую я застал до конца сентября, проходила без каких-либо отклонений и аварийных ситуаций: сказывалась прежняя отличная подготовка иракских летунов на самолетах Ту-16.
Но от катастроф никто не застрахован.
Иракских ребят, конечно, было жалко. Во-первых, потому что люди, а во-вторых, потому что знал их, привык к ним. Но таков удел всех людей на земле, кто связан с небом. По лётной жизни каждый из них загадывает, чтобы число взлётов, равнялось числу посадок. Но порой такие задуманные математические выражения превращаются в неравенства.
Печально, но - это жизнь.
P.S.
С развалом СССР ВВБ "Зябровка" была закрыта, полк был переведён в другое место, оставшийся не у дел лётно-технический состав разлетелся кто куда.
В 1992 году Михаил Иванович уволился из вооружённых сил и остался жить в Зябровке. К сожалению, судьба отвела ему не только не долгий, но и мучительный путь в гражданской жизни. Нелегкости военной службы, перипетии летной работы, требовавшие большой физической, моральной и нервной отдачи, а также бездушие военных чинов при увольнении из Вооруженных сил привели к тому, что в 1993 году он заболел онкологическим заболеванием. Думаю, и пережитое им в уже далёкой к тому времени катастрофе в январе 1981 года тоже сыграло свою отрицательную роль. Три года он мужественно боролся со своим страшным недугом. Но болезнь, к сожалению, оказалась сильнее.
8 июня 1996 года он ушел из жизни, не дожив всего пять дней до своего 49-летия.
Вечная ему и добрая память...

Разинков Михаил Васильевич, военный переводчик

Первоисточник - http://artofwar.ru/r/razinkow_m_w/text_0040.shtml
Последнее редактирование: 1 мес. 1 нед. назад от admingerman.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Время создания страницы: 0.629 секунд
Работает на Kunena форум